trešdiena, 2017. gada 17. maijs

Вклад в человеческий капитал


                                                                        Hac itur ad astra


Вклад в человеческий капитал

         В  интересах прогрессивного развития современного общества жизненно важно создать необходимые условия, которые побудили бы человека как социальное существо стать лучше, помогли бы гармонизировать его отношения с окружающими, поспособствовали бы всестороннему развитию личности, чтобы впредь не оставаться манипулируемым субъектом в руках политиков.

Любой индивид вливается и живет в обществе с его традициями, доминирующими ценностями, с господствующими в нем взглядами. Ему трудно возражать, протестовать, отвергать распространенные здесь якобы само собой разумеющиеся истины. Зачастую так и не улавливая, не понимая, что между культивируемыми в обществе представлениями и объективной реальностью существует огромная дистанция. Дистанция, которую в интересах политической выгоды и конъюнктуры по-прежнему пытаются сохранить многие политики, чтобы продолжать успешно манипулировать взглядами и мировоззрением большинства народа, распознаванием и фильтрацией добра и зла....: 

 Продолжение статьи: см. e-book : https://www.litres.ru/ervin-filippov/kak-izbavitsya-ot-okov-totalitarizma-vyzov-preodolet-politi/

 https://www.ozon.ru/product/kak-izbavitsya-ot-okov-totalitarizma-526017537/?sh=lUPMEml_0g

​​​​​​​https://www.super-izdatelstvo.ru/product/kak-izbavitsya-ot-okov-totalitarizma 

                                                 *  *   *






Что такое Индекс человеческого развития Всемирного банка?

Explore the Human Capital Index with this interactive map…:


Деньги на мозги: победит ли Россия в гонке за образование

Сергей Гуриев о месте России в борьбе за человеческий капитал
Отдел «Мнения» 11.03.2018
С цифровизацией и трансформацией общества в России все чаще звучат предложения сделать рывок в инвестициях в человеческий капитал. …О том, спасет ли нас «бюджетный маневр», можно ли сделать рывок в развитии образования только одними денежными вливаниями и почему поляризация на рынке труда угрожает политической стабильности, «Газете.Ru» рассказал главный экономист Европейского банка реконструкции и развития Сергей Гуриев…..
Наблюдаемые сегодня рост неравенства и рост популизма в некоторых странах напрямую связаны с тем, что называется поляризацией рынка труда. Что происходит в развитых странах? Есть люди, которые встраиваются в глобальный рынок труда: как правило, это высокообразованные сотрудники, которые выигрывают от глобализации и технологического прогресса. Рабочие места создаются и в самом низу пирамиды навыков и знаний: это ручной труд, рабочие места, которые трудно автоматизировать или отдать на аутсорсинг в другие страны. А в середине пирамиды знаний и навыков число рабочих мест сокращается, они выводятся в страны с низкими зарплатами или автоматизируются.
Поляризация приводит к росту неравенства, который соответственно, угрожает социальному согласию и политическому равновесию во многих странах…..
По данным ОЭСР, Чили тратит на образование из всех источников около 16% ВВП. Россия, по этим данным, тратит только 8%. Для сравнения, в Южной Корее, это 14% ВВП, в США – 12%, но в этих странах ВВП на душу населения гораздо выше российского. Говоря о том, что Россия по доле ВВП на этот сектор отстает от развитых стран, мы даже до конца не понимаем всю глубину отставания.
….Но мы видим, что финансирование образования в России — и в процентах к ВВП, и в долларах, и даже в некоторые годы в номинальных рублях сокращалось. С этим – как, впрочем, и с растущей изоляцией России от внешнего мира – связано то, что пока больших успехов на этом пути добиться не удалось…..
ttps://www.gazeta.ru/comments/2018/03/07_a_11674597.shtml


ВБ: Россия догонит страны ОЭСР по уровню человеческого капитала через 100 лет

04.12.2019 | 18:45
Эксперты Всемирного банка заявили, что России потребуется почти 100 лет, чтобы догнать страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по показателю человеческого капитала, передате ТАСС.
В докладе банка говорится, что показатель человеческого капитала на душу населения в России существенно вырос, но все еще составляет одну пятую от среднего показателя по ОЭСР.
Также авторы доклада указывают, что решающее значение имеет понимание разницы между «богатством» и «доходом» государства.
Так, доход или ВВП является «просто доходом от богатства», а богатство включает все активы - произведенный, человеческий и природный капитал, а также чистые иностранные активы. Человеческий капитал в России составляет самую большую долю совокупного богатства (46%), однако эта доля намного меньше, чем в среднем по ОЭСР (70%).



Чжу Юнсинь: как 5G изменит наше образование (Хуаньцю шибао, Китай)
05.07.2019 

Если считать 2017 год годом искусственного интеллекта, то 2019 год войдет в историю как год 5G. 6 июня Министерство промышленности и информатизации КНР выдало первое удостоверение рыночному продукту с использованием связи 5G, а это значит, что данная технология начала официально применяться.
27 июня в Шанхае проходила выставка мобильной индустрии «Мобайл Ворлд Конгрес» (Mobile World Congress). На ней компания «Чайна Мобайл» (China Mobile) провела форум «Использование 5G в образовании — разум освещает будущее», во время которого была обнародована «Белая книга» о 5G «Умный кампус», где говорилось о шести сферах применения умного образования и путях решения существующих проблем. В том числе затрагивались темы обучения и преподавания, управления образованием, жизни в кампусе, красоты университетских городков, оценки образования, особенностей использования 5G. В документе говорилось о повсеместном строительстве умных кампусов с применением информационных технологий, таких как 5G, облачное программирование, большие данные и искусственный интеллект. Все эти меры должны будут ознаменовать начало использования технологий 5G в образовании.
5G — это сокращенное название беспроводной связи пятого поколения. От распространенной в настоящее время связи 4G ее отличают следующие три особенности: высокая скорость, низкий уровень задержек и высокая емкость. Следовательно, применение 5G в образовании имеет несколько отличительных черт. Во-первых, значительное расширение возможностей интернета вещей. При помощи приложений учителям станет удобнее отслеживать статистику, связанную со своими студентами, что повысит эффективность обучения. Во-вторых, меньшее число задержек и высокая скорость передачи данных позволит расширить применение в образовательном процессе виртуальной реальности (VR), дополненной реальности (AR) и видеосвязи. Предполагается, что период запаздывания связи 5G сократится до 10 миллисекунд или меньше, а это 1/30 того времени, которое нужно человеку, чтобы моргнуть. Это позволит улучшить качество VR и AR, превратив их в образовательные инструменты. В-третьих, видеосвязь и дистанционные занятия могут стать более быстрыми и удобными, благодаря чему будет активизирован обмен образовательными ресурсами между городами и селами. 
В последнее время заголовки вроде «5G активирует образование», «5G изменит образование», «5G повысит уровень образования» появляются во многих СМИ. В научном сообществе стали вестись оживленные дискуссии по поводу связи между 5G и образованием. Сможет ли распространение связи пятого поколения решить проблемы дисбаланса образовательных ресурсов в разных регионах? Как 5G повлияет на образование в целом?
Из истории мы видим, что появление любой технической новинки приводит к радикальным изменениям в сфере образования. Однако в разные времена технические революции по-разному воздействовали на процесс обучения.
Так как образование входит в круг личных интересов каждого из нас, все мы с нетерпением ждем, чтобы новая техническая революция в корне изменила образовательную систему, как появление интернета перевернуло сложившееся представление о бизнес-моделях и финансовой системе. Мы надеемся, что связь 5G сможет полностью изменить сферу образования.
Еще в 60-х годах прошлого века, когда только начали появляться первые компьютеры, ученые задумались о том, чтобы заменить учителей машинами, говорили даже об отмирании школы, как места для получения знаний. Когда же появился интернет, ученые стали призывать использовать сетевые технологии в образовании. Все страны мира приложили максимум усилий в данной сфере, даже больше, чем в бизнесе и финансах.
И все же вплоть до настоящего времени в образовании не произошло никаких существенных перемен. Говорят, что еще до рождения основателя компании «Эпл» (Apple) Стива Джобса была сформулирована «проблема Джобса». Она состояла в решении вопроса: почему появление компьютеров так сильно изменило все сферы нашей жизни, кроме образования? В сентябре 2011 года бывший министр образования США Арне Дункан дал на него ответ: причина в отсутствии структурных изменений в системе образования.
Всегда считалось, что внедрение информационных технологий в образование происходит в три этапа: изменение инструментов и технологий, изменение модели образования и изменение вида школы. Обучение с помощью технических средств и использование PowerPoint относится к первому этапу, со вторым связано открытые онлайн-курсов и «перевернутые классы». Все перечисленные изменения связаны с составляющими образовательной системы и представляются необходимыми. Если коренным образом не изменится образ школы, то не произойдут перемены в структуре образования. Настоящие преобразования в данной сфере представляются весьма затруднительными и даже практически невозможными.
Образование неразрывно связано с культурой, идеологией, с развитием тела и духа, с будущим страны, поэтому нам трудно даже представить, как непросто проводить в нем какие-либо преобразования. Для решения всех вопросов, связанных с образованием, недостаточно просто иметь необходимые технологии. Не стоит думать, что техническая революция способна раз и навсегда решить все вопросы из сферы образования. Это весьма нереалистично. Именно так и происходит с 5G технологиями в образовании.
Исследуя связь между технологиями 5G и образованием, мы все еще ограничиваемся вопросами, связанными с инструментом и моделью. Иными словами, мы остаемся на первых двух этапах, не задумываясь о третьем.
Каким же образом нам добиться изменения образа школы и образовательной системы? В своей новой работе под названием «Школы будущего: новое понятие образования» я привел пошаговый разбор данного вопроса. Школы должны быть преобразованы в образовательные центры нового типа, где в результате применения технологий 5G удалось бы обеспечить комфорт, своевременность и совместное использование. Система школьного образования должна быть изменена, должны быть созданы государственные центры качественных образовательных ресурсов и новая система кредитов, должны быть сломлены барьеры между школами, общественными образовательными организациями и семьями, должны также применяться концепции «кто имеет способности, тот и будет учителем» и «урок прежде всего». После изменения образа школы и структуры образования необходимо начать применять такие современные технологии, как связь 5G, большие данные и искусственный интеллект. Таким образом можно будет создать новую образовательную среду и модель обучения, ориентированную на будущее. 
Чжу Юнсинь (朱永新) — профессор исследовательского института нового образования Университета Сучжоу, член Постоянного комитета НПКСК и заместитель председателя Центрального комитета Китайской ассоциации содействия развития демократии. 



Темное царство
25.05.2018
Семен Новопрудский о том, почему просвещение важнее министерства
15 марта 1824 года посредством разделения одного ведомства на два в Российской империи было создано Министерство просвещения (в его названии еще фигурировало слово «народное»). 15 мая 2018 года посредством разделения одного министерства на два в России было создано… Министерство просвещения. 194 года стабильности.
… Россия. Наши дни. Казаки разгоняют нагайками антиправительственную акцию в Москве. Заголовки новостей: «Тамплиеров заподозрили в ограблении штаба петербургских казаков»… «Тамплиеры открестились от ограбления петербургских казаков». В соцсетях буквально на днях видел обложки книжек «Молитвы перед экзаменом» и «Молитвы перед контрольной». А уж сколько такой информации выдают по запросу интернет-поисковики…
Помолимся — глядишь, и напишем контрольную хотя бы на «троечку».
Кстати об интернете. Россия еще в начале 2018 года считалась страной с одним из самых хорошо и быстро работающих интернетов в мире. Но нашему государству зачем-то взбрело в голову начать блокировать Telegram. Теперь оно второй месяц активно «ломает интернет» в самых разных местах с грацией слона в посудной лавке и примерно с такими же результатами.
В России переназначают министра культуры, а Министерство культуры тоже прежде всего должно заниматься просвещением людей. В России же Минкульт давно стал банальным охранительным, а не просветительским ведомством.
Наши общенациональные и, что самое опасное – общедоступные — телеканалы густо смешивают лженаучный бред с «геополитическими» фантазиями. Телевидение превратилось в самого настойчивого и массового апологета мракобесия разных сортов. Вообще если историки захотят в нескольких словах описать период русской истории примерно с начала 2012 года, с дела Pussy Riot, до наших дней и дальше (пока он явно продолжается), одним из этих слов станет именно «мракобесие».
У нас на дворе, несмотря на весь хайп вокруг цифровой экономики и технологического прорыва, явно эпоха Затемнения, а не Просвещения или хотя бы просто «просвета». «Беспросветность» — еще одно слово, точно характеризующее сегодняшнюю атмосферу в России.
Государство пытается максимально затемнить для народа истину как в своих собственных политических и экономических действиях, так и в истории. Не случайно государственная борьба за «единственно правильное прошлое» в нашей стране в последние годы достигла невиданного размаха. При этом признать некоторые очевидные и однозначные, но неприятные факты даже из относительно недавней истории мы до сих пор официально не решаемся. Словно боимся, что люди догадаются: наша история состояла не из одних триумфов и подвигов.
Но есть и хорошие новости. В стране, где давно нет нормальной политики, практически не ходят социальные лифты, а работать на власть любого уровня все чаще означает убивать остатки собственной совести, у людей не может не возникнуть тяги к знаниям и «вечным» ценностям.
Поиски личного убежища от свинцовых мерзостей жизни в высокой культуре и «отвлеченном знании» — давняя русская забава.
Поэтому возникают один за другим научно-просветительские проекты — от «Арзамаса» до «Полки». Поэтому у молодых вновь появилась мода на хождение по всевозможным лекциям и выставкам. «Научпоп» переживает в России что-то вроде ренессанса. Впрочем, это касается только немногих крупных городов.
При этом новая эпоха Просвещения — единственный шанс для России хоть как-то приблизиться к тому самому «экономическому и технологическому рывку», который официально провозглашен главной задачей страны в нынешнем президентском цикле. Да просто к нормальной жизни. Новое Просвещение нужно нам потому, что современная экономика — это экономика знаний, а не скреп, молитв и камланий. Молиться об экономическом росте или освящать космические корабли — скажем мягко, недостаточно для того, чтобы экономика росла, а космические корабли взлетали и не падали.
Два главных условия успешного развития страны в современном мире — свобода и культ знаний. Не вождей, не традиций, а именно свободного знания. Очищенного от идеологии, политической целесообразности и даже — о, ужас! – от абстрактной морали. Потому что развиваются не государства — развиваются люди. И только люди. Не государства придумывают вакцины, социальные сети, новые материалы, описывают устройство вселенной — это делают отдельные люди или их коллективы. Государства способны лишь помочь им условиями для созидательной работы или хотя бы не мешать. Государство — это форма, а не содержание. Помощник, а не хозяин.
Спросите у людей на улице, много ли они назовут имен всемирно известных российских ученых, живущих и работающих сейчас в России? Боюсь, ни одного. Вы можете себе представить, чтобы в любой развитой стране мира высокопоставленный политик публично и с одобрения большинства населения поставил знак равенства между страной и ее руководителем? Ну, например, сказал бы: «нет Трампа — нет Америки». Или «нет Меркель — нет Германии». Или «нет Макрона — нет Франции». Как раз попытки возложить всю ответственность за страну и даже за сам факт ее существования на одного человека, каким бы важным он ни был, и есть вернейший признак «темного царства».
Просвещение, кроме собственно знаний, дает людям понимание необходимости самосовершенствования и важности гуманистических ценностей. Избавляет от политического инфантилизма. Формирует чувство собственного достоинства и личную ответственность. Не «есть кто-то — есть Россия», а «есть я – есть Россия», пока я живу и работаю здесь.
Просвещение — способ производства (в хорошем смысле слова) светлых людей. Да, светлыми люди могут стать и благодаря вере. Но одной веры без знаний и таланта недостаточно, чтобы создавать великие произведения искусства, совершать научные открытия, качественно строить дороги и мосты.
Конечно, возникает естественный вопрос — как сделать так, чтобы в России наступила новая эра Просвещения? Начинать надо с простого. Гнать из власти людей, не способных внятно выражать свои мысли, защитивших липовые диссертации и, главное, лгущих. Да-да, просвещение начинается с того, что представители власти всех уровней в публичном пространстве начинают говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. Для этого много времени не надо — можно начать прямо с сегодняшнего дня.
Следующая задача государства для перехода к эпохе Просвещения — официально провозглашенный и реально исполняемый (врать больше нельзя не только на словах, но и в делах) приоритет здравоохранения, науки, образования, культуры в широком смысле слова — над милитаризацией.
Дикая, отсталая недостаточно просвещенная и экономически неэффективная страна прекрасно уничтожит себя сама, без помощи внешних врагов — причем никакое оружие, никакая армия ей не помогут. Россия убедительно доказала это на собственном примере дважды за последние 100 лет.
Ну, и, конечно пропаганда знаний всеми возможными способами — от образовательных учреждений до соцсетей и интернет-ресурсов. Каждодневная, разнообразная. Воспитание моды на знания. Отказ государства от позорных историй вроде преследования Европейского университета в Петербурге. От покровительства лженауке и попыток использовать религию в прикладных идеологических целях.
Просвещение возможно только там, где государство ставит гуманистические, светлые цели, а не желает напугать всех новыми ракетами или отнять чужое. Где человек, а не абстрактные государственные интересы, становится высшей целью и смыслом политики. Где размер территории не является более важным признаком успеха и могущества, чем качество жизни людей, эту территорию заселяющих. Более того, именно просвещение может стать идеологической основой самой правильной национальной идеи, раз уж мы не можем без нее обойтись - а именно сделать Россию передовой научно-технологической и интеллектуальной державой планеты. Самой умной страной мира. Чтобы мы рождали «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», а не только нефть и газ.
У министерств просвещения, которые в разных вариантах и с разными смыслами (то как министерство идеологии, то как министерство по делам религий, то как министерство «школ») существовали и в царской России, и в СССР, пока, откровенно говоря, не очень-то получилось сделать нашу страну просвещенной. Даже при том, что в России высока доля людей с высшим образованием. Прежде всего, потому, что главной задачей этих ведомств всегда было обеспечение лояльности народа вышестоящему начальству, а вовсе не помощь людям в поисках знаний.
Пока нет оснований говорить, что Министерство просвещения РФ в своем нынешнем изводе окажется успешнее своих предшественников.
Но проверить, получилось или нет, будет очень легко – по качеству образования и медицины, по тому, что и каким языком будут говорить наши политики и наше телевидение, по тому, где и как будут работать наши ученые. Конечно, темными людьми в темном царстве легче управлять. Точнее — помыкать. А любой луч света может предательски высветить неприглядную картину истинного положения вещей, которой не видно в кромешной тьме.
Разумеется, знания могут нести не только счастье прогресса или новый уровень жизненного комфорта, но и горькую правду о бедах и проблемах страны и людей. Так ведь и всякая человеческая жизнь — по большому счету, неизбежная неудача. Но технологических рывков в темных царствах точно не бывает — как ни молись.

Андрей Колесников о кризисе госкапитализма в России в эпоху пандемии

28.04.2020, 08:04
капитализм пришел в Россию, превратившись сразу из дикого в олигархический (бюрократический), минуя стадию капитализма нормального (или «либерального меритократического», как его определяет Бранко Миланович в недавней книге «Одинокий капитализм»).
Кончилось все тем, что капитализм по-русски стал государственным. Теперь, в период наступившего общего кризиса российского государственного капитализма (не путать с капитализмом нормативным), самое время набросать план единого учебника политэкономии госкапитализма.
Пандемия обнаружила его слабые звенья: госкапитализм, объявлявший себя патерналистским, с этими своими функциями не справился – скорость, масштаб, качество помощи гражданам и бизнесам катастрофически, в разы отставали и отстают от этих параметров в странах загнивающего либерализма и нормативного капитализма.
Провалилось и сервисное государство – обслуживать граждан не получается: чиновник исчез с радаров под предлогом самоизоляции. Работает исключительно надзорно-полицейская составляющая государства. Правда, назвать ее «сервисом» язык не поворачивается.
Обратим внимание на важнейшие политэкономические характеристики госкапитализма по-русски.
Во-первых, это слияние власти и собственности. У кого власть, у того и собственность.
Во-вторых, эта собственность не мелкая, а крупная. И вся активность госкапитализма у нас мегаломаническая: меньше высокоскоростной магистрали или моста через пролив не предлагать (сильно напоминает проекты позднего государственного социализма в СССР, включая поворот сибирских рек в противную природе сторону).
В-третьих, госкапитализм, как и госсоциализм, сильно милитаризован: он держится на мифологии осажденной крепости. На нас нападают, нам нужны огромные расходы на то, что госкапиталисты называют «безопасностью страны». На самом деле это их личная дорогостоящая безопасность. Отсюда и крен в сторону непроизводительных расходов государственного бюджета госкапитализма (безопасность, армия, прочие вооруженные отряды, а также нечто под названием «национальная экономика») в ущерб расходам производительным (на человеческий капитал: здравоохранение, образование, культуру). И, кроме того, диспропорционально большая доля секретных расходов бюджета (до 20% в иные годы). Политически такой режим опирается на бюджетозависимых людей.
В-четвертых, соль земли госкапиталистической – это государственные олигархи-монополисты. То есть олигархи, порожденные непосредственно государством, их лозунг: «Государство – это мы».
Благополучие соли земли держится исключительно на сырьевом экспорте, поэтому падение цен на углеводороды ввергает госкапиталистов в ступор.
Отсюда, в-пятых, вытекает важное свойство госкапитализма недоверие ко всему частному и рыночно-конкурентному, ко всему, что меньше крупного – среднему и частному бизнесу. С этим его свойством связана абсолютная неспособность госкапиталистического правительства, выражающего интересы госолигархов, оказать помощь во время пандемии нормальным бизнесам, на которых в других странах держится большая часть ВВП. Отсюда и пропагандистская атака на либерализм как идеологию политической демократии, свободного рынка и частной инициативы.
В результате доли малого и среднего бизнеса в ВВП и доходов от предпринимательской деятельности в общей структуре реальных располагаемых доходов населения – смехотворны.
Таковы основы политэкономии российского госкапитализма, словно прожекторами подсвеченные текущим нефтяным шоком и пандемическим кризисом.
Да, и еще одно свойство: сварливость и стремление во всем обвинять Запад.
Как говорил товарищ Сталин по аналогичному поводу 70 лет тому назад, пеняя политэкономам: «Это все комсомольские штучки, плакат. Это отнимает время и засоряет головы».
В чем-то он все-таки был прав.



 СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ

 МИТРОПОЛИТА  Киевского  ИЛАРИОНА
 О ЗАКОНЕ, ДАННОМ ЧЕРЕЗ МОИСЕЯ, И О БЛАГОДАТИ И ИСТИНЕ, ЯВЛЕННОЙ ИИСУСОМ ХРИСТОМ, И О ТОМ, КАК ЗАКОН МИНОВАЛ, А БЛАГОДАТЬ И ИСТИНА НАПОЛНИЛА ВСЮ ЗЕМЛЮ И ВЕРА РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ВО ВСЕХ НАРОДАХ ВПЛОТЬ ДО НАШЕГО НАРОДА РУССКОГО; И ПОХВАЛА ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ НАШЕМУ ВЛАДИМИРУ, КОТОРЫМ МЫ БЫЛИ КРЕЩЕНЫ; И МОЛИТВА К БОГУ ОТ ВСЕЙ ЗЕМЛИ НАШЕЙ

ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВО

Балюшина Юлия Львовна
Аннотация. 
В статье проведен анализ представлений древнерусских мыслителей (Иллариона, Даниила Заточника и Владимира Мономаха) о справедливом управлении обществом. Показано, что справедливость на данном этапе развития философской мысли связывалась с категорией "правды" и морально-нравственным обликом правителя, его личностными качествами, воплощалась в гуманизме и заботе правителя о своих подданных; юридические законы понимались как производные от "правды", божественных заповедей и велений совести. http://www.gramota.net/materials/3/2014/4-1/6.html



Путин заявил о новых горизонтах прямой демократии

03.07.2019 | 15:49
Президент РФ Владимир Путин заявил, что эпоха соцсетей, больших данных и других цифровых технологий серьезно расширяет «горизонты для расширения прямой демократии», выступая перед участниками второго Межпарламентского форума, проходящего в Москве, передает корреспондент «Газеты.Ru».
По его словам, технологические возможности раскрывают новые возможности для непосредственного, интерактивного участия граждан в принятии решений.
Президент заявил что новые технологии способны сыграть позитивную роль в повышении открытости и демократизации общественной и политической жизни и укреплении демократических институтов.
«Цифры не заменят свободу. Именно народ всегда является источником власти», — заявил также Путин.

https://www.gazeta.ru/politics/news/2019/07/03/n_13166203.shtml



Зона временного содержания
06.03.2020, 08:13
Денис Драгунский о том, почему надо отменить обязательное среднее образование

Недавно в прессе появилась статья известного педагога, заслуженного учителя РФ Евгения Ямбурга под названием: «Российским учителям предложили выдать боевую экипировку с камерой заднего вида».
… А ведь и в самом деле. Все чаще и чаще читаешь не только о неуважении к учителю, не только о презрении к его словам, не только о насмешках, издевательствах, ругани и оскорблениях, но даже о побоях. Даже иногда – о ножевых ранениях. Почему?
А ни почему. Точнее, прекрасно понятно, почему. Не надо называть «безмотивным» проступок, мотив которого прост и ясен. Настолько прост, что эта ясность для нас неприемлема. Потому что разрушает нашу привычную картину мира.
Огромная масса школьников ненавидит школу. Не знаю, сколько там в процентах, но, мне кажется, не менее половины. А может быть, и больше.
Причем дети ненавидят школу не потому, что их там унижают-оскорбляют. Это тоже случается, увы, это ужасно – но не это главное. Дети ненавидят школу потому, что не видят в ней смысла, цели, перспективы. Не могут ответить на самый главный вопрос: «Зачем мне все это? Синусы и косинусы, нейтроны и щелочи, взятие Бастилии и в придачу дуб, который неизвестно за каким чертом рассматривает князь Андрей?».
Вот отсюда и возникают унижения и оскорбления со стороны учителя: он сам, человек прежнего поколения и прежних ценностей, глубоко оскорблен принципиальным нежеланием детей изучать нейтроны и князя Андрея. Не каким-то там непослушным, веселым и хулиганистым сиюминутным нежеланием, как в прежние времена случалось, и ничего страшного – а именно принципиальным. Потому что непонятно, зачем это все человеку надо. Но учитель, оскорбленный этой принципиальностью, которая бьет в самую сердцевину его убеждений и ценностей – в ответ начинает карать ученика. Теми средствами, которые в его распоряжении – от двоек и проработок до издевательств и морального террора. Ну и получает «ответку», как нынче принято говорить в высших сферах.
Не подумайте, что я оправдываю жестокого учителя или агрессивного ученика. Оба (не)правы. Я всего лишь пытаюсь увидеть общую картину школьного образования. А она безрадостна.
Особенно на фоне веселых криков о том, что так называемые «hard skills» не так уж нужны, нужны «soft skills». То есть твердые знания и навыки (та же математика, физика, литература) должны потесниться, уступить мягким – умению общаться, договариваться, улыбаться, находить друзей, работать в команде.
На фоне бесконечных курсов по укреплению самооценки и прокачке мотивации.
На фоне вдохновляющих (а на самом деле демотивирующих) историй успеха – но теперь не о Форде, Гейтсе или Джобсе, которые что-то созидали, а о пятнадцатилетних юношах и девушках, которые якобы зарабатывают миллионы, ведя «бьюти-блоги».
На фоне того, что старая индустриальная система массовой однотипной фабрично-офисной занятости уже практически рухнула. Фабричное производство вынесено в дальние страны, где не надо отапливать помещения (ибо тепло), и даже освещать их как следует не надо (ибо обойдутся), и где рабочему надо платить в десять раз меньше, чем в европейских странах, включая Россию. А в офисной работе все больше «удаленки» и многоступенчатого аутсорсинга, который, в конечном итоге, сводится к той же самой удаленке.
То есть причина объективна: существенные изменения структуры занятости в постиндустриальном обществе, в котором нам повезло жить.
Если совсем грубо – школа столетиями (примерно три века) готовила молодых людей к фабрике или к конторе, к госслужбе или к работе в научном коллективе. Все знания и навыки, которые давались в школе, были нацелены именно на это (ну и на продолжение образования в университете). В этой ситуации попытки сохранить школу в том виде, в котором она была двадцать-тридцать лет назад, принесут только вспышки насилия. Потому что при нынешней структуре занятости насилием является обязательное среднее образование для всех, особенно же для тех, кому оно ни к черту не сдалось. А насилие порождает насилие, это элементарно, мой дорогой Ватсон.
Но как сделать, чтобы учителя уважали или хотя бы не обижали?
Одни говорят, что надо вооружить учителя правовыми и техническими средствами защиты от учеников – от закона об оскорблении учителя до видеокамер кругового обзора.
Другие говорят, что надо резко увеличить зарплаты и соцпакеты для учителей, уменьшить количество учеников в классах, и вообще «сделать профессию учителя престижной».
Не выйдет.
Насчет видеокамер и прочих средств контроля, изъятий гаджетов при входе в школу и прочих полицейских мероприятий – напомню старую мудрость из рассказа Чехова: «Воры завсегда были проворней сторожов!» Все равно обманут, извернутся, изощрятся и посмеются.
Насчет денег и престижа. Мне кажется, что, если бы мне платили 300 000 рублей в месяц и дали бы мне чин государственного советника первого ранга, но при этом я (сидя в классе на 10 учеников), объяснял бы восьмиклассникам особенности почерков византийских писцов Х века, или что-то про эволюцию взглядов Жака Лакана в сравнении с Мелани Кляйн, они бы меня ненавидели точно так же. А может быть, еще сильней, потому что в маленьком классе труднее спрятаться от столь жестокого интеллектуального насилия.
Господа! Не надо учителю шлемов, бронежилетов и панорамных видеокамер. И делать его чиновником высокого ранга с огромной зарплатой – тоже не надо. Я полагаю, что сделать профессию учителя весьма уважаемой – довольно просто. Надо всего лишь отменить обязательное среднее образование. Обязательным (особенно в эпоху гаджетов) должно стать максимум четырехклассное (а лучше трехклассное) начальное образование.
Человек должен уметь: читать и понимать смысл прочитанного, уметь расписываться и записывать от руки недлинные тексты, уметь бойко набирать в мессенджере и в текстовом процессоре. Пользоваться поисковиками и социальными сетями. Считать устно в пределах сотни, считать на калькуляторе в рамках четырех действий арифметики. Быть вежливым, уважать старших, не обижать девочек. Обладать общими представлениями о правах человека, об уважении к личности. Знать в общем и целом, что такое закон и о том, что бывает за его нарушение. Ну и конечно, твердо усвоить, что дуб – дерево, роза – цветок, олень – животное, воробей – птица, Россия – наше отечество, а смерть неизбежна. Последнее надо сообщать ближе к концу курса начальной школы, чтобы зря не расстраивать малышей.
А как же дальше, после четвертого класса?
Да очень просто. Среднее образование (как и начальное) должно оставаться строжайше, безо всяких оговорок бесплатным. Кстати, на мой личный вкус, я бы вообще запретил платные школы в принципе. Но посещение средней школы должно быть строго добровольным. В возрасте от 10 до 12 лет это должно быть выбором родителей или опекунов, а с 13 и до 17 — выбором самого подростка. Хочешь учиться? Учись и соблюдай правила. Учись, чему тебя учат умные, специально этому обученные люди. Не хочешь учиться или не хочешь соблюдать правила – вон там дверь.
Вот, собственно, и все. Никто никого ни к чему не принуждает.
При этом всякий человек в любом возрасте может продолжить образование хоть в школе, хоть на каких угодно курсах. А уж работодатель или приемная комиссия вуза будут решать, чего это образование стоит, на что может претендовать его обладатель.
Сейчас все чаще приходится слышать, что самые востребованные профессии будущего – это инженеры-биотехнологи и специалисты по искусственному интеллекту. Ибо это передний край науки. Увы. Тут маленькая путаница. Самые желанные и самые высокооплачиваемые профессии – это одно. Самые востребованные (то есть те, на которые проще всего устроиться) – совсем другое.
В конце 1940-х – начале 1950-х передним краем науки было все, связанное с ядерной бомбой и ракетами. Однако сказать, что физик-ядерщик или инженер-ракетчик были самыми востребованными профессиями в послевоенном СССР – это значит впасть в романтические фантазии.
И тогда, и сейчас самими востребованными профессиями являются те, что связаны с не самыми сложными навыками работы. Уборка помещений. Погрузка-разгрузка и доставка. А также все прочие работы в сфере услуг и торговли. Плюс строительство, наверное. Вот это на самом деле востребованные, а не вымечтанные профессии.
Всякий родитель хочет видеть своего взрослого ребенка если не «топ-», то хоть каким-то менеджером. Администратором, юристом, бизнесменом, актером. Если желания родителей и детей совпадают – слава Богу.
А если нет – давайте с этим, наконец, смиримся.
Но вот тут возникает самое сильное возражение. «Значит, вы хотите, чтобы половина детей в возрасте от 10 лет была предоставлена самим себе? Это же ужас! Это какие-то «банды Нью-Йорка!» Они же будут сбиваться в стаи и нападать на прохожих, будут воровать, грабить, калечить! Куда они, простите, денутся, когда родители на работе?».
В самом деле, кошмар. В этом возражении есть резон. Но в этом резоне есть некое страшное открытие. Значит, примерно для половины учеников школа – это всего лишь «изолятор временного содержания», «дневная тюрьма», «зона с 8 до 15», место, куда их загоняют, чтоб они не хулиганили, не крали, не разбойничали без надзора?
Сдается, что в огромной массе случаев это именно так. Значит, для начала надо признать, что проблема школы именно в этом, а не в программах обучения.



The Atlantic (США): как сделать себя умнее

08.11.2020

Мария Конникова (Maria Konnikova)

Индивидуальные «умные» таблетки

Во многих отношениях мы уже живем в мире, где постоянно совершенствуется наша нервная система. У нас есть метилфенидат для лечения синдрома гиперактивности с дефицитом внимания и нарколепсии (он же Риталин), которым сегодня пользуются испытатели и писатели во всем мире. В лабораторных условиях этот препарат в контролируемых дозах показал улучшение памяти, концентрации и мотивации у людей, не страдающих от нарушения когнитивных функций. Еще есть модафанил для лечения сонливости, связанной с нарколепсией и другими заболеваниями. У людей, которые хорошо высыпаются, этот препарат улучшает исполнительные функции, память и внимание. А у тех, кто мало спит, модафанил помогает устранить симптомы недосыпания. Есть также донепезил, разработанный для лечения болезни Альцгеймера. Как и другие препараты против слабоумия, в клинических испытаниях он показал, что улучшает словесную и процедурную память (та память, которую мы используем при осуществлении сложных действий, типа вождения автомобиля) у здоровых людей.

Конечно, все это не является той мифической «умной» таблеткой, приняв которую, мы можем сразу на 10 пунктов повысить свой коэффициент умственного развития. Нет, каждое из этих лекарств направлено на совершенно конкретный компонент интеллектуальной отдачи: память, концентрация, мотивация. Иногда эти функции действуют в ущерб другим. Увеличьте прием Риталина, например, и пострадают ваши творческие способности. Но наступит день, говорит нейробиолог Гопин Фэн (Guoping Feng) из Массачусетского технологического института, когда мы достаточно хорошо поймем механизмы нервной системы, чтобы изобретать индивидуальные таблетки, которые будут усиливать наши положительные стороны и сводить к минимуму наши недостатки. Некоторые биотехнологические компании уже пытаются это делать.

Дайте себе встряску

Идея об использовании электрического тока для изменения функций головного мозга не нова (на этой концепции основано лечение электрошоком), но в последние годы мы научились намного лучше контролировать, куда этот ток пойдет, и в каких количествах он нужен. Сегодня электростимуляция намного совершеннее и утонченнее по сравнению с электрошоковой терапией.

Наиболее широко сегодня используется транскраниальная стимуляция постоянным током, которая заключается в том, что для модулирования деятельности мозга в него подают небольшие токи. В последнее время эта процедура привлекает к себе большое внимание, и не без оснований: в ходе некоторых исследований было показано, что транскраниальная стимуляция улучшает концентрацию, способности по решению задач, а также рабочую память (которая позволяет нам хранить в мозгу информацию, необходимую для выполнения сложных задач). Эффект от такой процедуры может сохраняться от 30 минут до двух часов.

Нейробиолог из университета штата Аризона Джейми Тайлер (Jamie Tyler) создал компанию Thync, воодушевившись идеями о потенциальных преимуществах модуляции мозга. Компания разработала опытный образец и испытала его на трех с лишним тысячах человек. Этот прибор может либо успокоить нас, либо дать нам прилив энергии, что позволяет нам усиливать концентрацию и творческие ассоциации. «Это просто очередной инструмент, который поможет вам в повседневной жизни, — говорит Тайлер, — что-то вроде чашки кофе, когда вы допоздна готовитесь к экзамену, или нескольких минут медитации перед важным выступлением». (Но определенные неполадки у прибора все же есть. Когда я решила испытать его прототип в бостонском офисе Thync, меня слегка ударило током в голову вместо обещанных флюид спокойствия. Мне сказали, что это просто глюк в программе, а не сбой в самом приборе.)

Электростимулятор для головы

Есть еще один вариант — установить электроды внутри мозга, чтобы стимулировать те его участки, куда не может уверенно добраться транскраниальная стимуляция постоянным током. Глубокое стимулирование мозга уже используется при лечении болезни Паркинсона, а также острой депрессии. Хирург вводит электроды непосредственно в головной мозг (место ввода зависит от его намерений) и подключает их к устройству в груди, которое похоже на электрокардиостимулятор. Это устройство может регулировать электрические импульсы в мозгу и химическую активность посредством электродов. Применение глубокого стимулирования мозга может когда-нибудь оказаться полезнее, чем терапевтическое воздействие. В 2013 году группа ученых из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе показала, что такая процедура способна укрепить память, а также улучшить способность обрабатывать и хранить информацию. А этой весной исследователи, проводившие опыты на крысах, определили, что при помощи глубокого стимулирования можно замедлить потерю памяти и симптомы слабоумия. Иными словами, глубокое стимулирование мозга не только делает нас умнее; оно может сделать так, чтобы мы дольше сохраняли свои умственные способности. 

Прямые связи

Электроды — не единственное, что мы сможем когда-нибудь вживить в наш мозг. Задумайтесь о том, что можно сделать, имея в голове чип, который напрямую связан с интернетом. В тысячные доли секунды мы сможем извлекать практически любую информацию. А когда в нашем распоряжении окажутся коллективные знания всемирной паутины, мы сможет быстро заполнять обычные провалы в памяти — и никто даже не догадается, что вы проспали ту лекцию по экономике. Такое будущее (весьма отдаленное) нам сулит компьютерный нейробиолог Андерс Сандберг (Anders Sandberg) из исследовательского центра при Оксфорде под названием Институт будущего человечества (Future of Humanity Institute). Себя он называет трансгуманистом. Сандберг верит в возможность создания расширенного мозга, который поможет нам преодолеть пределы познания при помощи мозговых имплантантов. И к чему ограничивать себя интернетом? Мозг человека в будущем сможет напрямую подключаться к мозгу других людей. Но сделают ли такие подключения нас умнее — или они просто подавят нас и внесут путаницу в наши умы? Поживем-увидим.

Дизайнерские мозги

А далее может возникнуть еще более неоднозначный подход к умственному развитию, когда человек будет обладать возможностью не только стимулировать мозг, но и модернизировать его. Еще несколько лет назад все это было из области чистой теории, философских дебатов и этических загадок. Но сейчас ученые разработали технологию crispr или Cas9 (короткие палиндромные повторы, регулярно расположенные группами), которой смогут воспользоваться для внесения изменений в любую область генома зародыша, меняя по одному нуклеотиду. Эта технология была создана для борьбы с болезнями посредством корректировки мутаций еще до рождения ребенка. Но можно представить себе то время, когда мы сможем выявлять гены, связанные с познавательными способностями, и воздействовать на них для повышения умственной производительности. Конечно, до этого времени еще очень далеко. «Нет какого-то одного гена для интеллекта. Мы не можем просто так поменять один ген и повысить свои интеллектуальные способности», — говорит Фэн. Но уже сейчас мы в состоянии получить больше знаний о взаимоотношениях между геномом и функцией мозга. Не исключено, что через несколько десятилетий нам удастся понять, насколько хороша эта идея.

Когда этот день наступит, беспокойство за здоровье может перевесить нравственные соображения по поводу конструирования сверхумных детей. Правда заключается в том, что мы понятия не имеем о долгосрочных последствиях искусственных усовершенствований. Сможет ли наш мозг справиться с искусственно увеличенными возможностями? «Сейчас идет дискуссия о том, что наш мозг эволюционировал на протяжении миллионов лет и мог уже дойти до оптимальной точки нейрохимического равновесия, а поэтому любые попытки внесения изменений принесут один только вред, но не улучшат существенно умственные способности», — сказал мне немецкий нейробиолог Мартин Дреслер (Martin Dresler), изучающий вопросы усиления когнитивных возможностей. Если это так, то об этике нам можно беспокоиться в последнюю очередь…:

Мария Конникова — автор книги «Выдающийся ум. Мыслить как Шерлок Холмс». Она периодически пишет для New Yorker.

https://inosmi.ru/science/20201108/228214654.html




Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru