https://www.ozon.ru/product/kak-izbavitsya-ot-okov-totalitarizma-526017537/?sh=lUPMEml_0g
https://www.super-izdatelstvo.ru/product/kak-izbavitsya-ot-okov-totalitarizma* * *
Человек
не отсюда. Гражданин мира: Мераб Мамардашвили
“Сознание и цивилизация”; “Психологическая топология пути”; “Вильнюсские
лекции по социальной философии; …
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/104336/top-merab-mamardashvili
…Любая мутация, говорил философ,
немедленно отбрасывает страну в 1937 год. Незакрепленный опыт ведет к
возвращению в колею.
Но для этого, настаивал
Мераб, нужны невероятные усилия: мускулатуру гражданского общества надо развивать. Свободу —
практиковать, ежедневно и последовательно. Иначе ничего не
получится.
Усилие — вообще одно из ключевых понятий философии Мамардашвили. Просто чтобы остаться
человеком, нужно совершать усилия. Не этому ли учил весь страшный
опыт XX века?
«Человек — это прежде всего
постоянное усилие стать человеком,… это не естественное состояние, а состояние, которое творится непрерывно».
Это цитата из его доклада в Париже в январе 1988 года на симпозиуме «О
культурной идентичности Европы». Называется — «Европейская ответственность». Европа
пребывает в благостной иллюзии: восточный блок избавляется от коммунизма,
впереди только счастье, основанное на разделяемых всеми и привлекательных для
всех европейских ценностях. А Мамардашвили предупреждает европейцев: стоит
расслабиться, и человек снова окажется гол и безъязык, упадет в пучину «современного варварства». Европе нужны ежедневные усилия для того, чтобы
оставаться Европой.
Что это, если не забытое предупреждение и
пророчество: Мераб словно
увидел западный мир второй половины 2010-х годов — растерянный, судорожно пытающийся
спасти свою идентичность и мобилизоваться после долгих лет отсутствия усилий, в
том числе мыслительных.
Европа стала Европой — потому
что была проделана работа.
Иной раз — многовековая. В одном из интервью, опять же французам, он говорил: «Свобода
приходит в
силу того, что ее практикуют… научиться свободе можно только осуществляя ее… Тех, кто говорит,
что народ еще не созрел для демократии, я называю «просвещенными негодяями».
Это сказано примерно три
десятка лет тому назад. А сколько раз
после этого с государственных трибун и «интеллектуальных» амвонов цедили сквозь
губу: народ к демократии не готов. Вот когда будет готов, тогда и введем ее. А
пока его, болезного, надо защитить от самого себя.
Людям нужно
ощущение res publica, общего
дела, того, что объединяет — снизу, не сверху, без государства. Тогда рождается гражданское общество, «общегражданская
грамотность» — люди научаются говорить и быть гражданами: именно
эти процессы, спустя годы преобладания точки зрения «просвещенных негодяев»,
происходят на наших глазах – в микpорайонах, где громоздят небоскореб и
люди сопротивляются вторжению, в скверах, где с полицией и титушками возводят
«храмы», в Шиесе, в Куштау, в Хабаровске.
Очень важно: «Государство,
— говорил Мераб, — это проблема, а не решение».
В интервью журналистам из
«Молодежи Грузии» в апреле 1989-го Мераб предупреждал и снова безукоризненно
точно пророчил: власть «водила
людей за руку, не давала им вырасти — а вырасти можно только на риске и ответственности за свое дело.
Миллионы людей будут проситься обратно
«на ручки», к опеке». Не это ли мы наблюдаем последние двадцать лет?
«Демократия означает…
разделение государства и общества… Государство — орган общества,
не больше».
Главная проблема страны и
ее истории — проблема гражданского общества: «Суть ее состоит в расщеплении, разрыве жесткой спайки государства и
общества, в развитии самостоятельного общественного элемента, который, с
одной стороны, являлся бы естественной границей власти, а с другой — не
подпирался бы никакими государственными гарантиями и никаким иждивенчеством».
Мамардашвили никогда не
хотел уехать из страны. «Здесь видна суть вещей», — объяснял он Альтюссеру. В
любом месте, признавался Мераб в более поздние, снова выездные времена, он
чувствовал себя как дома. И в то же время: «Почему мы должны уехать? Пусть
уезжают те, кто нам мешает нормально жить».
Тбилиси стал для него,
возможно, отчасти местом ссылки, но ссылки желанной. Будучи космополитом, он
был грузином.
Ситуация конца 1980-х
выталкивала его в политику, чего он совершенно не хотел, как не желал быть
знаменем и «носить отличительный колпак». Его конфликт с Гамсахурдиа был
публичным. Как бы развивались события, мы так и не узнали — Мераб умер на
пороге новой эпохи, риски и ловушки которой он разложил по полочкам, как и оставил
дорожную карту для гражданского общества. Не зная Мамардашвили, гражданское общество доходит до его
концепции, концепции единственного европейца в нашей сегодняшней
интеллектуальной пустыне, своим умом. И своим усилием.
https://www.gazeta.ru/comments/column/kolesnikov/13249202.shtml
27
ОКТЯБРЯ 2022
Новая власть: что это такое, и как заставить силы, управляющие миром, работать на вас
Мы живем в удивительное время, когда (вероятно, впервые в истории человечества) власть реально перераспределяется от «верхов» к «низам». Последние могут самоорганизоваться онлайн без оглядки на географические и политические границы.
В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга «Новая власть. Какие силы управляют миром — и как заставить их работать на вас». На протяжении почти всей истории человечества власть была у тех, кто «наверху»: правителей, церковных иерархов, знати или крупных корпораций. Теперь люди могут объединяться и самоорганизовываться онлайн, без оглядки на географические границы. И с беспрецедентной скоростью влиять на очень многие события.
Трамп
выигрывает выборы, Airbnb стоит больше, чем Hilton, а любую компанию может
разрушить гневный твит обиженного клиента, который молниеносно распространяют
тысячи пользователей. Объяснение всему, полагают авторы книги Джереми
Хейманс и Генри Тиммс, — новая власть.
«Сегодня
у нас есть возможность делать фильмы или деньги; обзаводиться друзьями или
профессиональными связями; выстраивать сообщества или политические движения;
давать людям надежду; пропагандировать насилие — и все это в таких масштабах и
с таким потенциалом воздействия, какие несколько лет назад было сложно
представить».
Двигаясь к «полностековому
обществу»
Политолог
и социальный инноватор Джефф Малган описывает один
из величайших парадоксов нашей эпохи:
«Людям обещают, что потоки
экономических, социальных и технологических изменений сделают их
могущественнее. Но вместо этого они видят, как решения принимаются политическими и
корпоративными лидерами, которые всё больше отдаляются от нас. И люди чувствуют
себя наблюдателями, а не участниками».
Малган
приводит данные социологических опросов, показывающие: жители многих регионов
мира полагают, что их страна следует по неверному пути.
Мы
видели этот парадокс в действии — к примеру, во время референдума по Брекзиту.
«Глубинное» различие между теми, кто голосовал за позицию «остаться в ЕС», и
теми, кто голосовал за вариант «выйти из ЕС», по данным проекта «Британское электоральное
исследование», состоит в «более глубоком чувстве отчужденности» вторых.
Те, кто хотел, чтобы Великобритания покинула Евросоюз, в меньшей степени
контролировали собственную жизнь. Вот и экономист Ангус Дитон, нобелевский
лауреат, продемонстрировал четкую корреляцию между распространенностью
факторов, ведущих к «смерти от отчаяния» (как он это именует) — то есть от наркотиков, алкоголя и/ или в
результате самоубийства, — и уровнем поддержки Дональда Трампа.
Это
чувство отчужденности подпитывается и страхом перед автоматизацией
производства и суровой реальностью, где доходы замерли, а неравенство растет.
Даже те, кого называют «выигравшими» от процессов глобализации, ощущают свою
оторванность от основополагающих социальных институтов (правительственных
структур, СМИ, учреждений образования): это показывают данные «Эдельмановского барометра доверия».
Свое разочарование и недовольство мы можем мгновенно выплеснуть в той или иной
соцсети — и найти там же множество людей, которые нас ободрят. Но при этом мы
можем по-прежнему чувствовать, что не
контролируем свою жизнь, свое взаимодействие с обществом, органами власти и
прочими институтами.
Чтобы
сократить этот разрыв, очень важно по-настоящему снизить
неравенство в уровне личного капитала и доходов, а также изменить материальные
условия существования тех, кто остался за бортом перемен. Но есть куда более
тонкая проблема: как дать людям реальную
возможность самостоятельно менять свою жизнь и взаимодействовать с институтами,
которые влияют на нее. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя хозяевами
собственной судьбы, а не пешками в руках элит. Если же единственным
доступным им проявлением свободы действий останутся выборы или референдумы,
люди естественным образом начнут выплескивать свое недовольство, присоединяясь
к различным сообществам. Платформенные правители и экстремисты не замедлят
предложить им очень легкие решения всех проблем. Но мы нуждаемся в ином:
в мире, где наше
участие будет глубоким, постоянным и многоуровневым, а не поверхностным и
сиюминутным.
Этот мир можно назвать «полностековое
общество»
Под
стеками программисты подразумевают различные компоненты, которые работают вместе, тем самым обеспечивая функционирование продукта в целом: языки
программирования, приложения и операционную систему. В «полностековой» программе все эти слои
объединяются в взаимосвязанное целое, причем речь идет и о тех слоях, которые мы видим, — они
образуют «внешний (пользовательский)
интерфейс», и о тех, которых мы не видим, —
они образуют «внутренний интерфейс».
Это
неплохая аналогия для того мира, который нам необходимо создать: в нем люди смогут взять под контроль каждый
аспект своей жизни. Это будет касаться высокотехнологичных платформ, это будет
касаться работы, здоровья и образования — и, конечно, демократических процессов
и взаимодействия с органами власти. Такие перемены не могут произойти
благодаря одному-единственному «волшебному приложению»: они требуют масштабного
культурного и структурного сдвига, при котором институты всех типов будут
выстраивать тесное взаимодействие с обществом, выгодное для всех участников
процесса. Самая важная причина, по которой люди не доверяют
институтам, состоит в том, что
институты по- настоящему не доверяют людям, предлагая лишь им случайные,
несущественные и нередко разочаровывающие возможности принять участие в своей
работе. Для создания полностекового общества нам необходимо придумать
совершенно новые модели взаимодействия, которые позволят нам ощутить себя более
могучими и влиятельными, более связанными друг с другом во всех наших ипостасях
— пациентов, налогоплательщиков, потребителей, соседей, избирателей, учащихся,
родителей.
Как выстроить стек
Чтобы
лучше представить, как могло бы выглядеть полностековое общество, мы расскажем
две истории о людях, которые добавляют необходимые компоненты к стеку в
важнейших общественных сферах. Одна история — о СМИ, другая — об органах
власти. Каждая учит нас, как добиваться того, чтобы люди чувствовали себя более
могущественными, и как делать общество сильнее и крепче. Каждая преподает нам очень
важный урок: если мы хотим возродить
доверие общества к нашим институтам, мы должны позволить людям взять эти
институты в свои руки — хотя бы частично.
От подписчиков до главных
героев: история издания De Correspondent
В
2009 году Роб Вийнберг, которому не было и тридцати, стал самым молодым
главным редактором в истории голландской газеты NRC Next. Его
называли вундеркиндом. К тому времени он уже выпустил книгу, ставшую
бестселлером. Он получил философское образование, но охота за новостями была у
него, можно сказать, в крови (его родители тоже работали журналистами). Он
завоевал репутацию вдумчивого и серьезного труженика прессы — этакого пришельца
из золотого века, когда в комнатах новостных отделов было полным-полно
репортеров, ставящих интересы общества выше денег от рекламодателей.
А
через два года его уволили. Он пытался увести газету от модели, движущая сила
которой — срочные новости: он считал эту модель чересчур склонной к погоне за
сенсациями и к неумеренной шумихе вокруг сиюминутных событий, которые не
заслуживают такого внимания. Вийнберг предпочитал давать больше аналитики, чаще
освещать структурные проблемы, не жалеть газетной площади для масштабных
журналистских расследований. Конечно, многим страшно интересны пикантные
подробности жизни всевозможных миллиардеров, замешанных в скандале с «Панамским
архивом». Однако, заметил нам Вийнберг, куда важнее, чтобы читатели понимали
глобальную систему уклонения от налогов и бегства капитала, лежащую в основе
этой истории. Столь необычный взгляд на вещи не очень-то отвечал
предпринимательским задачам владельцев NRC Next, и когда Вийнберг
отказался изменить свой подход, главного редактора попросту выставили за дверь.
В
былые времена история на этом бы и завершилась. Чтобы затеять свою газету, в XX
веке требовались огромные средства и всевозможная материальная инфраструктура,
вот почему уволенные редакторы нечасто основывали новые СМИ. Но Вийнберг был не
их тех, кто легко сдается. Если он не смог создать новую концепцию журналистики
в рамках старовластного института, он сделает это, выстроив нововластный
институт.
Вийнберг
сформулировал свои представления об издании нового типа, пересмотрев
практически все характеристики традиционного СМИ с точки зрения принципов
высококачественной журналистики. Это новое издание будет реинвестировать по меньшей мере 95% своей
прибыли в работу журналистов и в развитие своей платформы. Его политика
соблюдения тайны частной жизни будет прямо и недвусмысленно запрещать изданию
собирать ту личную информацию о своих читателях, в получении которой нет особой
необходимости. В издании не будет абсолютно никакой рекламы. Оно станет
«откровенно субъективным», тем самым отвергая миф о том, что журналисты — это
«объективные автоматы». Оно будет побуждать своих репортеров стремиться к
переменам в реальном мире. Но главное — оно будет по-новому выстраивать
взаимоотношения с читателями, превращая их в активных участников журналистской
работы.
Он
донес свою идею до общественности, приглашая людей поддержать его модель и
стать его первыми подписчиками. И он побил все мировые рекорды в журналистском
краудфандинге. Его детище, под названием De Correspondent, собрало 1,7 млн евро за тридцать дней, а в день
выхода у издания уже было 19 000 подписчиков («членов клуба»).
Концепция
этого СМИ зиждилась на важнейшей нововластной идее. Эрнст-Ян Пфаут,
сооснователь проекта и официальный издатель De Correspondent, говорит об этом так:
«Люди
и раньше знали, что "аудитория" — самый мощный из всех источников
знания, экспертных мнений и опыта, к которым имеют доступ журналисты. И тем не
менее этот источник пресса недостаточно использует вот уже больше полутора
веков».
Он
добавляет:
«Мы считаем, что
современные журналисты не должны воспринимать читателей просто как пассивную
группу любителей вашей газеты, частенько вызывающую у вас раздражение. К
читателям следует относиться как к золотой жиле — источнику квалифицированных
суждений и полезной информации».
Этот
подход реализуется в De Correspondent самыми разными путями.
Каждый журналист делится с членами клуба идеей планируемого материала или
вопросом, который он намерен расследовать, — еще до того, как он напишет на эту
тему хоть слово. Читателям предлагается, опираясь на свои знания и опыт,
высказывать свои мнения, идеи, варианты подачи проблемы и т. п. В распоряжении читателей инструменты для
проверки, расширения, модификации материалов газеты, для добавления информации
из внешних источников и их собственных впечатлений и воспоминаний. Каждая
газетная статья заканчивается вопросом к читателям, «задающим направление для
участия читателей — направление, которое сам корреспондент считает наиболее значимым
с точки зрения журналистики».
De
Correspondent относится к комментариям пользователей как к их «вкладу» и
превратил их в неотъемлемую часть общего впечатления от материалов, а не в
какое-то необязательное дополнение к ним. Редакторы и журналисты предлагают
членам клуба писать «гостевые посты» в ответ на статьи, в создании которых эти
общественные помощники принимали участие. К читателям относятся как к
экспертам, позволяя им добавлять к своему имени тег, отражающий сферу их
знаний, и краткую биографию (в традиционных сетевых СМИ такого не сыщешь: если
там и помещают такие сведения, то это биография журналиста, написавшего
статью).
Проделывая
всё это, De Correspondent занимается, по мнению самой же
редакции, постепенным созданием «самой большой в мире информационной картотеки»
— сообщества доверенных соавторов-специалистов (от ученых до медсестер),
помогающих журналистам издания писать более качественные статьи и обращаться к
более широкому и пестрому кругу источников и собеседников.
И
читатели очень любят подключаться к такой деятельности. В настоящее время De
Correspondent проводит «самое массовое в истории Нидерландов
групповое интервью с беженцами», прося своих читателей выбрать себе одного из
искателей убежища, каждый месяц встречаться с ним для интервью, а затем
делиться с аудиторией газеты историями этих людей, на которые часто не обращает
внимания общественность. В проекте уже приняли участие сотни читателей.
Вот
еще один пример. Когда Йелмер Моммерс, корреспондент, занимающийся вопросами
охраны окружающей среды, затеял расследование деятельности компании Shell, он
начал его с поста, где предложил: «Дорогие сотрудники Shell, давайте
поговорим». Вместо того, чтобы держать поступающую информацию при себе и затем
«сенсационно обнародовать» ее в статье, он делился новыми знаниями и вопросами
с читателями, обращаясь к ним за помощью. «Постоянные обновления, которые публиковал Йелмер, расширяли его
аудиторию, а также повышали степень доверия к нему. Благодаря этому он
получал и новых читателей, и новые источники», — объясняет Эрнст-Ян Пфаут. Один из этих
читателей передал ему настоящее сокровище — подборку документов, доказывавших,
что Shell сознавала огромный риск, связанный с рукотворными изменениями
климата, за десятилетия до того, как признала это публично.
Прошло
совсем немного лет после первой краудфандинговой компании, но De
Correspondent процветает: сегодня (данные 2015 года. — Republic)
у издания свыше 52 000 подписчиков (в пересчете на душу населения страны этот
показатель ненамного меньше, чем у таких китов, как The Wall Street
Journal, а ведь основным языком онлайн-газеты по-прежнему является
голландский, что явно не привлекает к ней читателей из других стран). А уж
лояльности аудитории De Correspondent могли бы позавидовать большинство медиакомпаний: 79%
читателей продлевают годовую подписку, 89% — месячную. А теперь издание еще и
планирует вывести свою модель на глобальный уровень.
В
эпоху скептического отношения к традиционным СМИ, повсеместных разговоров о
«фейковых новостях», да еще после того, как американский президент (имеется в
виду Дональд Трамп. — Republic) объявил прессу «врагом
людей», De Correspondent показывает нам, как снова привлечь к
журналистике, этому важнейшему социальному институту, активную часть общества и
как вернуть людям ощущение того, что все они — совместные владельцы СМИ. Тем,
кто утратил доверие к прессе, предлагается самим сделать ее лучше — быть не пассивным
читателем, а полноценным участником журналистской деятельности. К тому же для
людей это своего рода приключение. Газеты вроде The Guardian и The
New York Times начинают понимать эффективность такого подхода и
запускают мощные «кампании по привлечению новых членов сообщества», призванные
подчеркнуть, что у издания есть не только приземленные цели, но и высокая
общественная миссия. Но реальный «приз за участие» удастся завоевать, когда они
сойдут со своего пьедестала и пригласят читателей по-настоящему влиться в
производственный процесс.
Разветвленное
правительство: история Одри Тан
На
Тайване талантливая и бесстрашная общественная деятельница Одри Тан, 36-летний
трансгендер, один из лучших специалистов по современным технологиям в стране,
показывает, какие возможности открываются, когда новая власть внедряется в
самое сердце правительственных структур.
Ее
история начинается в 2012 году, когда тайваньское
правительство выпустило рекламу, где изображались простые граждане, в
благоговейном ужасе взирающие на непонятные детали пакета экономических реформ,
представшего перед ними. «В сущности, послание прочитывалось так: "Всё это
для вас слишком сложно, но не беспокойтесь, доверьтесь нам". Это было
очень оскорбительно», — заявила Одри в беседе с Клэр Ричард, опубликованной в
блоге Open Culture. Группа хакеров сделала сайт, где выкладывала на всеобщее
обозрение всю информацию по бюджету. На том же сайте граждане могли обсуждать
все факты и подробности. Сайт назвали g0v.tw, так что его адрес остроумно
дублировал адрес официального правительственного сайта: хакеры просто заменили
букву «o» нулем.
Одной
из главных технических проблем стало создание понятных визуальных материалов,
которые могли бы показать всем читателям сайта, что на самом деле планируют
власти. Для этого требовалось отсканировать массу данных. Сайт хотел подключить
к работе общественность, но требовалось найти техническое решение, которое
позволило бы эффективно привлекать к ней людей.
«Если
бы мы попросили скопировать целую страницу цифр, представленную в виде
экселевской таблицы, это заняло бы минуты четыре, — отмечает Тан. — Для интернета это слишком долго.
Люди привыкли, что в интернете все их желания удовлетворяются мгновенно: в
Facebook требуются какие-то секунды для того, чтобы лайкнуть пост или
поделиться им. Процедура не должна занимать больше минуты, для Сети это
предел».
Поэтому
огромную сокровищницу данных по правительственным бюджетным расходам разбили на
фрагменты так, чтобы на расшифровку каждого уходило всего несколько секунд. К
тому же добавили «наградные знаки», чтобы дополнительно мотивировать
расшифровщиков. Тан рассказывает об этом с типичным для нее воодушевлением:
«Это занимает всего пять
секунд, и вы реально чувствуете, что помогаете своей стране! Полезно, просто,
приятно, к тому же вы зарабатываете награды. В этом главный прием
краудсорсинга: если успехи игрока измеряются и оцениваются, люди могут часами
не ложиться спать, лишь бы пройти игру до конца!»
Проект
за первые же сутки привлек 9000 человек.
Следующим
трюком Тан и сайта g0v.tw стала, уже в 2016 году, координация действий между
традиционной индустрией такси, тайваньским правительством и райдшеринговыми
компаниями вроде Uber — с целью выработать новый подход к регулированию таких
перевозок. Тан воспользовалась онлайн-платформой под названием PoLis, чтобы
выстроить чрезвычайно изощренную схему достижения консенсуса. При этом удалось
свести вместе (пусть и виртуально) 4500 пассажиров и водителей, предлагавших
свои решения проблем. Процесс принятия решений транслировали онлайн. В итоге
появился новый закон, потребовавший существенных уступок от компании
Uber: в частности, предписывалось, чтобы она тщательнее проводила
предварительную проверку водителей и обеспечивала их страховкой. Закон
способствовал возникновению многочисленных альтернатив сервису Uber,
организованных гражданским обществом.
Тан
прошла путь от активиста, действующего за пределами системы, до
политика-визионера и самого молодого министра без портфеля в истории Тайваня.
Оказавшись в чиновничьем кресле, Тан стала нанимать «менеджеров по
общественному участию», чья функция —
создавать механизмы для вовлечения обычных людей в работу правительства:
такой вариант представляется самоочевидным, однако он совершенно противоречит
духу менеджеристского государства, которое до сих пор живет по принципам XX
века.
И
Тан полна решимости отыскивать новые пути для вовлечения людей в деятельность
правительства (и для того, чтобы люди чувствовали себя «совладельцами»
результатов этой деятельности). Натан Шнейдер, изучающий платформенные
кооперативы, придерживается тех же позиций: как он полагает, чтобы сделать публичные споры более
содержательными и менее ожесточенными, необходимо, чтобы люди привыкали постоянно дискутировать, голосовать,
высказывать свое мнение. Он называет такие процессы «разветвлением
демократии»:
«Я верю в идею разветвления нашей демократической системы: вы не просто
выбираете одного представителя, который будет защищать ваши интересы по всем
вопросам, а участвуете в деятельности целого каскада многоуровневых институтов,
и ваша связь с ними выстраивается в соответствии с характером ваших взаимоотношений
с той или иной службой».
По
мнению Шнейдера, эта модель может использоваться везде — от выбора
руководителей той или иной системы здравоохранения до определения, кто будет
управлять крупными онлайн-платформами, играющими такую большую роль в нашей
жизни.
Рассмотрим
эту модель чуть подробнее — на скромном примере ежегодного заполнения налоговой
декларации. Представьте себе, что это занятие (для многих ненавистное)
перестает быть таким малопонятным и нудным, что каждый гражданин узнаёт истории
людей, которому помогли его налоги, и видит, куда идут его деньги. Останется в
прошлом этот страшный день, когда нужно подавать декларацию о доходах: новая
модель позволит гражданам на
протяжении всего года получать отклики на свои налоговые отчисления. Вы можете
неожиданно получить видео с благодарностью от гражданина, чью жизнь изменили к
лучшему ваши деньги: скажем, от человека, который работал в гибнущей отрасли
промышленности и теперь получил новую профессию, или от детей, радующихся новой
игровой площадке, или от врача, который на ваши налоги разработал новую
методику лечения онкологических заболеваний. Не исключено, что люди даже смогут
играть более активную роль в принятии решений о том, куда будет направлена
часть их налоговых отчислений.
Кое-какие
из этих мечтаний сбываются уже сейчас, особенно на муниципальном уровне.
Составление бюджета при участии общественности — идея, которая возникла еще несколько десятилетий назад в
бразильском городе Порту-Алегри, но теперь понемногу распространяется по всему
миру, сливаясь с культурой интернет-краудсорсинга. Смелая программа по
привлечению общества к составлению городского бюджета, запущенная Анн Идальго, мэром Парижа, побудила
сотни тысяч парижан принять участие в дебатах и голосованиях о проектах,
имеющих непосредственное отношение к их повседневной жизни (от озеленения
общественных зон до помощи бездомным). В Рейкьявике тоже успешно развивается программа, призванная привлечь
горожан к принятию решений о жизни города и к составлению его бюджета: в этой
программе приняло участие почти 60% населения исландской столицы.
В
таких проектах нужно делать поправку на необъективность, присущую всякой
краудсорсинговой инициативе, особенно когда речь идет о разграничении того, что на самом деле
жизненно важно, и того, что просто привлекает людей. Необходимо также
следить, чтобы эти программы не работали во благо лишь тех, кто и без того
находится в привилегированном положении. Однако при правильной реализации такие
проекты могут служить и более масштабной цели — предоставлять людям множество
новых возможностей участвовать в работе органов власти и подарить им чувство,
что они хозяева своего города и своей страны.
***
Это
лишь несколько примеров тех усилий, которые можно предпринимать, чтобы
выстроить стек. Очень легко (и очень интересно) представить себе и другие
стратегии. Так, сектор здравоохранения как будто создан для более широкого
вовлечения общественности, а в неуклонно стареющем обществе эта сфера
становится одной из важнейших, и на нее следует обращать особое внимание.
Повышение активности пациентов вообще называют «панацея XXI века».
Хелен
Бивен,
волшебный «агент перемен» Национальной службы здравоохранения Великобритании,
предлагает нам рассматривать заботу о нашем здоровье как своего рода вклад в
демократическую систему, непрерывные инвестиции в личное и общественное благо.
Как поощрять такое отношение? Для этого медицинскую составляющую стека нужно
выстраивать так, чтобы она способствовала развитию оживленных пациентских
сообществ наподобие PatientsLikeMe — платформы, которую мы описали в
самом начале книги. Нам кажутся перспективными и уже возникающие «сетевые
кооперативы» (и локальные, и облачного типа) для хранения историй болезни: в
таких местах люди могут хранить свою личную информацию вдали от загребущих рук
крупных платформ — и получать лучшие результаты благодаря системам
«коллегиального производства».
Важнейшую
роль будет играть поиск новых путей общественного участия в сферах, обычно
закрытых для публики. Взять хотя бы волонтерскую сеть сервисов неотложной
помощи GoodSAM (от «good Samaritan» — добрый самаритянин), возникшую в
Великобритании. Сеть позволяет обычным людям, владеющим навыками первой помощи,
принимать посильное участие в системе здравоохранения. 19-летний Алекс Грант,
получающий фельдшерское образование, рассказывает:
«Участвуя
в системе GoodSAM, я бесплатно предлагаю мои навыки первой помощи сообществу
людей, живущих вокруг меня. Мне запомнился случай, когда я откликнулся на вызов
и помог пациенту, у которого произошла остановка сердца буквально в нескольких
сотнях ярдов от того места, где я находился. К нам быстро прибыло подкрепление
из лондонской службы неотложной помощи, и мы все вместе сорок минут неустанно
трудились, чтобы спасти этому человеку жизнь. Нам удалось восстановить
естественное кровообращение. В больнице у пациента достаточно долго сохранялся
стабильный пульс, так что его родные успели добраться сюда за двести миль,
попрощаться, в последний раз взять близкого человека за руку. Не все такие
истории заканчиваются счастливо, но ты можешь хотя бы попытаться что-то изменить
— обеспечить больному комфорт и сочувствие, повысив его шансы в борьбе за
жизнь».
Сеть
GoodSAM сейчас уже так разрослась, что ее вполне можно считать серьезным
дополнением к обычным службам скорой помощи, действующим в британских городах.
Но у нее есть и еще одно достоинство: она сплачивает сообщества местных жителей
и дает таким волонтерам, как Алекс Грант, глубокое чувство сопричастности.
Уже
сейчас можно вообразить себе вполне реальные инициативы такого рода,
возникающие в самых разных областях и имеющие самые разные масштабы. Представим
нововластные платформы, с помощью
которых пенсионеры могли бы обучать и наставлять безработных в нашу эпоху
повсеместной автоматизации. Представим гигантские экосистемы, состоящие из
небольших локальных групп: участники таких групп, живущие поблизости, общаются
между собой лично, но в рамках экосистемы они могут создавать сообщества людей
с различным опытом для решения самых разных задач — от изучения хинди до борьбы
с расизмом. Представим системы распределенной подачи экологически чистой
энергии, позволяющие обычным людям получать и использовать электричество — и
даже продавать его либо самой сети, либо друг другу.
Всем нам нужно выстраивать (и высматривать) модели, которые помогли бы
обычным людям вроде нас ощутить связь друг с другом и с обществом в целом,
почувствовать, что мир принадлежит всем нам. «Участие» должно стать чем-то
гораздо большим, чем просто возможность зайти на специальный сайт и сообщить о
замеченных вами выбоинах на дороге. «Участие» должно быть постоянным и
притягательным, и оно должно способствовать тому, чтобы люди неустанно что-то
делали сообща ради вещей, которые для них по-настоящему важны.
Построение полностекового
общества будет непростым делом в эпоху, когда
почти во всем индустриально развитом мире поддержка демократии достигла исторических
минимумов — особенно среди молодежи. К тому же люди всегда будут стоять
перед выбором: поучаствовать в том,
что действительно важно, или подключиться к дофаминовой машине (ведь это
сделать гораздо проще). А значит,
тем, кто действует на стороне сил добра, придется гораздо эффективнее
создавать программы, дающие пользователям потрясающие впечатления, формировать
затягивающие циклы обратной связи, разрабатывать системы заманчивых поощрений,
— для того, чтобы вновь вдохнуть жизнь в наши важнейшие общественные институты.
Примерно каждый второй недоволен тем, как работает демократия в его стране
Большинство опрошенных в семи западных странах, включая США и Великобританию, считают, что демократические институты находятся сейчас в худшем состоянии, нежели пять лет назад, а государственная система создает благоприятные условия скорее для богатых и влиятельных, чем для обычных граждан
В онлайн-опросе, проведенном 21–30 сентября прошлого года,
участвовали от 1053 избирателей в США до 5 266 — в Великобритании. Примерно
каждый второй недоволен тем, как работает демократия в его стране. Этот
показатель выше всего в США (56%), Франции и Италии (51%). Единственной
страной, где опрошенных устраивает состояние демократии, оказалась Швеция: так
считают 58% опрошенных.
«Люди говорят, что экономика
служит интересам обеспеченных групп населения и не работает на благо каждого
гражданина страны. Так думает более двух третей опрошенных в Италии (72%),
Великобритании (71%), Франции (69 %), США (67%) и Хорватии (66%)», — отмечено в
исследовании.
Большинство опрошенных в пяти
странах — Великобритании, Хорватии, США, Франции и Италии — уверены, что
государственные чиновники ставят на первое место потребности богатых и
влиятельных. Вероятно, в связи с этим от 44% опрошенных в Швеции до 69% в
Хорватии заявляют о необходимости радикальных перемен…: https://republic.ru/posts/111683
10 мая 201919:43
Экономические истоки диктатуры и
демократии
Дарон Асемоглу, Джеймс А. Робинсон
Научный
бестселлер экономистов Дарона Асемоглу
и Джеймса А. Робинсона посвящен разработке
концептуальных оснований для анализа создания и консолидации демократии.
Авторы исходят из внешне простого тезиса о том, что различные социальные группы предпочитают
различные политические институты из-за того, как они распределяют
политическую власть и ресурсы. Так, демократию предпочитает
большинство граждан, но ей противятся элиты. Однако диктатура нестабильна,
когда граждане могут создавать угрозу общественных беспорядков и революции. В
ответ на это, когда цена репрессий существенно высока и обещания уступок не
вызывают доверия, элиты могут быть вынуждены создать демократию. Через
демократизацию элиты вызывающим доверие образом передают политическую власть
гражданам, обеспечивая социальную стабильность. Демократия консолидируется,
когда у элит нет сильных стимулов для ее свержения. Эти процессы зависят от
силы гражданского общества, структуры политических институтов, природы
политических и экономических кризисов, уровня экономического неравенства, структуры
экономики и формы и масштаба глобализации.
СОДЕРЖАНИЕ
П РЕД И СЛ О ВИ Е
Ч А С Т Ь П Е Р В А Я . В О
П Р О С Ы И О Т В Е Т Ы
I. ПУТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РА ЗВИ
ТИ Я
1. Великобритания
2. Аргентина
3. Сингапур
4. Южная А ф рика
5. П овестка дня
II. НАША АРГУМ ЕН ТАЦИЯ
1. Демократия против
недемократии
2. Строительные блоки нашего
подхода
3. К нашему основному повествованию
4. Наша теория демократизации
5. Демократическая
консолидация
6. Детерминанты демократии
7. Политические идентичности
и природа конфликта
8. Демократия в графических
изображениях
9. Обзор книги
III. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ДЕМОКРАТИИ
1. Измерение д ем ократи и
2. Закономерности демократии
3. Демократия, неравенство и
перераспределение
4. Кризисы и демократия
5. Общественные волнения и д
емократизаци я
6. Литература
7. Наш вклад
Ч А С Т Ь В Т О Р А Я .
М О Д Е Л И Р О В А Н И Е П О Л И Т И К И
IV. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ П ОЛ ИТИ
К А
1. Введение
2. Агрегирование индивидуальных
предпочтений
3. Однопиковые предпочтения
и теорема о медианном избирателе
4. Наши модели — рабочие лошадки
5. Демократия и политическое
равенство
6. Заключение
V. НЕДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
1. Введение
2. Власть и ограничения в
недемократической политике
3. Моделирование
предпочтений и ограничений в недемократиях
4. Проблемы обязательств
5. Простая игра обещаний
6. Динамическая модель
7. Обещания, совместимые со
стимулами
8. Заключение
Ч А С Т Ь Т Р Е Т Ь Я .
С О З Д А Н И Е И К О Н С О Л И Д АЦ И Я Д Е М О К Р А Т И И
VI. ДЕМ ОКРАТИЗАЦИЯ
1. Введение
2. Роль политических институтов
3. Предпочтения относительно
политических институтов
4. Политическая власть и
институты
5. Статическая модель
демократизации
6. Демократизация или
репрессии?
7. Динамическая модель демократизации
8. Совершенные на подыграх равновесия
9. Альтернативные
политические идентичности
10. Целевые трансферы
11. Власть элит в демократии
12. Идеологические
предпочтения в отношении режимов
13. Демократизация в
графическом изображении
14. Равновесные революции
15. Заклю чение
VII. ПЕРЕВОРОТЫ И
КОНСОЛИДАЦИЯ
1. Введение
2. Стимулы для переворотов
3. Статическая модель переворотов
4. Динамическая модель
создания и консолидации демократии
5. Альтернативные
политические идентичности
6. Целевые трансферы
7. Власть в демократии и перевороты
8. Консолидация в
графическом изображении
9. Оборонительные перевороты
10. Заключение
Ч А С Т Ь Ч Е Т В Е Р Т А Я .
К А К Р А Б О Т А Ю Т М О Д Е Л И
V III. РОЛЬ СРЕДНЕГО КЛ А
ССА
1. Введение
2. Трехклассовая модель
3. Возникновение частичной
демократии
4. От частичной демократии к
полной
5. Репрессии: средний класс
как буфер
6. Репрессии: сторонники
мягкой линии против сторонников жесткой л и н и и
7. Роль среднего класса в
консолидации демократии
8. Заключение
IX. СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ И
ДЕМОКРАТИЯ
1. Введение
2. С труктура экономики и
распределение доходов
3. Политический конфликт
4. Капитал, земля и переход
к демократии
5. Издержки переворота для
капитала и земли
6. Капитал, земля и бремя
демократии
7. Конфликт между
землевладельцами и промышленниками
8. Промышленники, землевладельцы
и демократия на практике
9. Экономические институты
10. Человеческий капитал
П . Предположения относительно
политического развития
12. Заключение
X. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ДЕМ
ОКРАТИЯ
1. Введение
2. Модель открытой экономики
3. Политический конфликт —
демократическая консолидация
4. Политический конфликт —
переход к демократии
5. Финансовая интеграция
6. Возросшая политическая
интеграция
7. Альтернативные допущения
о природе международной торговли
8. Заклю чение
ЧАСТЬ ПЯТАЯ.
XI. ВЫВОДЫ И БУДУЩЕЕ ДЕМОКРАТИИ
1. Возвращаясь к путям
политического р а зв и т и я
2. Продолжение и области
будущих исследований
3. Будущее демократии
ЧАСТЬ Ш ЕСТАЯ.
ПРИЛОЖ ЕНИЕ
XII. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ В
ДЕМОКРАТИИ
(ПРИЛОЖ ЕНИЕ К ГЛАВЕ I V )
1. Введение
2. Модели вероятностного голосования
3. Лоббирование.
4. Партийная политика и
политический захват
БИБЛИОГРАФИЯ
https://growford.org.ua/files/ekonomicheskie-istoki-diktatury-i-demokratii.pdf
PS: капитализму
необходима перезагрузка
Каким
будет мир после пандемии?
Клаус Шваб (Klaus Schwab) предлагает «Великую перезагрузку»
экономики, политики и общества.
Он убежден, что наступил подходящий момент для переоценки «священных коров»
допандемической системы, а также для защиты некоторых устоявшихся принципов.
Каких именно, и что это за «священные коровы», подробно объясняется...: https://inosmi.ru/politic/20201012/248303497.html
Навальный к годовщине отравления написал колонку для мировых СМИ
И потребовал,
чтобы Запад вводил санкции не против силовиков, а против олигархов
из окружения Путина
10:12,
20 августа 2021
Евгений
Фельдман для «Медузы»
В статье
оппозиционер предлагает пять шагов по борьбе с коррупцией
в мировом масштабе.
…Первое,
что берут под контроль автократы, намеревающиеся грабить свою
нацию, — это судебная система.
…После
распада СССР и окончания глобального идеологического противостояния именно
коррупция — в ее классическом определении «использование
служебного положения для личной выгоды» …
Все что нужно западным лидерам — это проявить
решимость и политическую волю. Надо
превратить коррупцию из источника безграничных возможностей в тяжелое
бремя для элит, работающих на автократов.
Следующие пять
шагов,
которые полностью реалистичны и легко реализуемы, могут дать
эффективный старт в борьбе с глобальной коррупцией.
- Во-первых, Запад должен выделить особую категорию «стран, поощряющих коррупцию» —
это позволит принимать единые меры против групп стран,
а не вводить санкции против отдельных государств.
- Во-вторых, главной
санкцией для этих стран должна стать «принудительная
прозрачность». Вся документация о контрактах между
западными компаниями и партнерами из стран, представляющих
коррупционные риски, должна быть опубликована, если договоры хоть
в малейшей степени связаны с государством, чиновниками
и их родственниками.
- В-третьих, борьба
с коррупцией без борьбы с конкретными коррумпированными
личностями является чистейшим лицемерием и подрывает
доверие избирателей. Пока не будут наложены
персональные санкции на олигархов — в первую
очередь из окружения Путина, который является ролевой
моделью для коррумпированных чиновников и бизнесменов всего
мира, — любая антикоррупционная риторика Запада будет
восприниматься как игра и пустословие. Нет ничего более разочаровывающего,
чем видеть в очередном санкционном списке имена полковников
и генералов спецслужб, о которых никто никогда не слышал,
но не видеть имен тех, в чьих интересах эти полковники
действуют. Олигархи Путина, возглавляющие «государственные» или
формально частные компании — это
не бизнесмены, а лидеры организованных преступных групп.
Сейчас западный истеблишмент ведет себя как собака Павлова.
Вы показываете им полковника спецслужб, они кричат: «Наказать
его!». Вы показываете им олигарха, который платит полковнику,
и они кричат: «Пригласите его в Давос!».
- В-четвертых, у США, Великобритании
и Германии есть отличные инструменты
и законы для борьбы с иностранной коррупцией. Угадайте, сколько дел было возбуждено после
расследований нашего Фонда борьбы с коррупцией, который теперь
квалифицируется путинской властью как экстремистская организация?
Правильно, ни одного. Даже западные правоохранительные органы ведут
себя осторожно с коррумпированными иностранными чиновниками.
С небольшой политической волей правительства это можно исправить.
- В-пятых, для
противостояния экспорту политической коррупции нужно создать
международный орган или комиссию. Вкладывая относительно
небольшие суммы денег, Путин скупает крайне правые и крайне левые
движения по всей Европе, превращая этих политиков в олигархов
и собственных агентов влияния. Легализованное взяточничество часто
процветает в форме членства в советах директоров государственных
компаний. Бывший канцлер Германии, бывший премьер-министр Италии
или бывший министр иностранных дел Австрии могут подыгрывать российскому
диктатору, нормализуя коррупционные практики. Все контракты, связывающие
бывших или нынешних западных политиков с деловыми партнерами
из коррумпированных авторитарных стран, должны быть открытыми для
общественного контроля.
Для того, чтобы начать действовать, не нужны
деньги, солдаты, переустройство промышленности или мировой политики — только
политическая воля, которой, к сожалению, часто не хватает. Но,
может быть, тогда мировые лидеры в своих мемуарах однажды напишут, что
смогли решить проблемы «большой повестки дня», просто устранив
их первопричину — без войсk.
https://meduza.io/feature/2021/08/20/zapadnyy-isteblishment-vedet-sebya-kak-sobaka-pavlova
Гарри Каспаров:
нашу политику надо
улучшить с помощью технологий (The Economist,
Великобритания)
Демократия, как и цифровые
инновации, может стать гибче, быстрее и лучше, считает бывший чемпион мира по
шахматам
13.10.2020
Технологии спешат вперед, подгоняемые
учеными и инженерами, гигантскими компаниями и государственными
инвестициями. Общество поспешно принимает их без разбора —
сказываются рыночные силы и неутолимая человеческая жажда нового, быстрого
и лучшего. Политика же, напротив, медленно тащится следом. Кажется, что
в эпоху, когда демократические
институты по всему миру изнашиваются, механизмы политики —
от оценки общественного мнения до поиска компромиссов
и голосования — неспособны адаптироваться к изменениям
в современной жизни.
Решение состоит в том, чтобы
позаимствовать дух технического прогресса и внедрить в нашу
демократию и политические процессы инновации, чтобы они не отставали
от времени и его запросов.
Фантазией, тщанием и осторожностью мы сможем модернизировать наши
политические системы благодаря технологиям и улучить их.
Сегодняшняя демократия
переживает кризис. Я внимательно наблюдал за гибелью российской демократии
и понял, что иметь хорошо продуманную систему на бумаге недостаточно.
Недостаточно и того, чтобы в нее верили люди — не менее важно,
чтобы граждане
всерьез относились к своим гражданским обязанностям. У демократии есть враги — вредители, которые подрывают
и уничтожают ее ради собственной выгоды. Темные деньги,
подавление избирателей, конфликт интересов — достаточно и этого,
не говоря уже о вмешательстве извне и неприкрытом мошенничестве.
Популизм нарастал и до
пандемии. Но covid-19 усугубляет социальное и экономическое давление,
обнажает неспособность правительства решать вопросы и раздувает
разочарование граждан в ярость. Свой гнев люди изливают в интернете
и на улицах. Этим пользуются демагоги и радикалы, а традиционные
партии и умеренные взгляды терпят крах. Ложь и нападки привлекают больше внимания,
чем сотрудничество и компромиссы ради общего блага. Люди
дробятся на своего рода племена по сверхпартийному признаку,
запираются в информационных бункерах и все чаще видят
в согражданах врагов.
Эти проблемы усугубляются
цифровыми технологиями. Интернет сделал с политикой то же, что и со
всем остальным: ускорил ее и рассредоточил. Политические опросы, реклама
и сбор средств ускорились и стали точечными, адресными. При этом
до появления социальных сетей этот сдвиг был не столь опасен. Когда
все трубят своих взглядах во всеуслышание, начинается кружковщина
и племенная вражда.
Когда в 1929 году
испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (José Ortega y Gasset) писал свое
«Восстание масс», он напомнил о крахе мирового порядка после Первой
мировой войны. Старый истеблишмент во многих странах оттеснили новые
радикальные движения от фашистов до коммунистов, которые обещали
ни перед чем не останавливаться — и устроили настоящий
ужас.
До этой точки мы пока
не дошли. Общество менее склонно к экстремизму, чем может показаться,
читая ленту новостей. Как показывают исследования, общественность вполне готова
соглашаться и идти на компромисс, особенно когда речь идет
о локальных либо личных проблемах, таких как образование,
преступность или здравоохранение. Это отражает «молчаливое большинство»
умеренных. Сказывается и то, что политикам на местах приходится
добиваться реальных результатов — у них нет возможности тратить время
на сбор средств и нападки на оппонентов по телевизору
и в социальных сетях.
Некоторые считают, что раз
политические процессы настолько щекотливы, а всякая новая технология таит
в себе скрытые угрозы, лучше ограничиться самыми мягкими изменениями
в наш политический обиход, а не пересматривать его радикально. Я же
придерживаюсь противоположной точки зрения. Политика слишком важна, чтобы не меняться и не
рисковать — тем более когда она так сильно нас подводит.
Мы должны экспериментировать
с решениями по обновлению политического центра —
и воспользоваться для этого теми же технологическими новшествами, что
чаще всего разделяют людей. В
противном случае разорвать
порочный круг экстремизма и разногласий не удастся.
Разумеется, никакой цифровой волшебной палочки нет. И мой собственный опыт
ограничивается диагностикой больных демократий: четкого плана, как вернуть
им здоровье, у меня нет. Но есть три реформы, которые дают нам представление о том, какие изменения необходимы
ради укрепления демократии.
Во-первых, это
«консультативное голосование». Это своего рода виртуальная городская
площадь, где общественное мнение становится политически осязаемым. Голосование
можно масштабировать до уровня провинции, штата или отдельного
города, позволив людям высказываться
и голосовать по вопросам, которые их заботят больше всего.
Маргинальные кандидаты и крайние позиции нередко задают тон обсуждению
в сети, но на избирательных участках терпят поражение — это
несколько утешает, хотя в последнее время так происходит все реже.
Консультативное голосование дает все преимущества цифрового обсуждения
без лишнего шума. Оно открыто для всех граждан, темы предлагают сами люди,
а результаты голосования дают возможность узнать общественное мнение
и принять соответствующие меры. Но
поскольку участникам голосования надо регистрироваться
по удостоверению личности, обсуждения отличаются доброй волей, а не
анонимным гневом, как в интернете. Даже журнал The Economist похвалил одну
его разновидность — гражданские собрания, которые уже доказали свою
эффективность в Ирландии, Испании, Тайване и других странах.
Для поддержки
консультативного голосования правительства могут создать специальный
орган — этакую цифровую ратушу.
Она будет полностью подотчетной,
прозрачной, беспристрастной и некоммерческой. В конце концов, даже
официальные петиции правительству, которые обычно подаются в бумажном
виде, могут перейти на цифровую платформу и стать проще
и оперативнее. В большинстве развитых стран «строительный материал»
для этого уже есть — от водительских прав и паспортов
до номеров социального страхования. Это будет означать мощную эволюцию
в поддержке демократии, чтобы вывести старые системы записи на цифровую
скорость и улучшить политический процесс.
Еще один механизм
укрепления демократии — это
создание политических коалиций сквозь партийные границы.
Раньше существовали союзы правых и левых — например, по вопросам
национальной безопасности — и были либералы по общественным
вопросам, но консерваторы в экономике и наоборот, допускавшие
компромисс и многопартийную политику. Сегодня в Америке и других
странах это почти невообразимо. Из-за жесткой партийной идеологии умеренным,
если они осмелятся объединить усилия с противниками, грозит конфликт
с более радикальными однопартийцами.
Значит, чем надеяться, что
необходимую широту политического выбора обеспечит некая третья или даже
четвертая партия, нам нужны более гибкие группировки, которые ставят проблемы
и их решение выше партийной принадлежности. Технологии помогут выявить общие проблемы
и сформировать коалиции, пользующиеся широкой общественной
поддержкой — в духе кампаний на сайте Kickstarter,
но только для политиков. Так, например, экологические проблемы
ассоциируются с левыми, а политика в интересах бизнеса —
с правыми, но при этом упускается из виду, как многие
компании переориентировались на «зеленую» промышленность.
Для объединения таких целей
должны формироваться политические коалиции. Но для этого нужен открытый
механизм выражения политических предпочтений. Это особенно важно
на местном уровне, который может стать центром притяжения умеренности
и компромиссов. Это поможет гражданам выйти за рамки рассыпающихся
политических партий, которые ратуют за столько противоречивых вещей, что практически
уже не представляют никого лично. Соревнование за власть
на партийной основе сохранится, но объединение на общественных началах подтолкнет политику
к основному руслу. Мы же хотим, чтобы наша политика
согласовывалась с большинством избирателей, а не массой гневных
твитов.
Наконец, явка
на выборы. Максимальное упрощение процесса голосования —
недооцененный рычаг для улучшения политики (хотя те, кто
пытается усложнить задачу, его как раз оценили). Онлайн-голосование
не так просто, как кажется. Существуют предварительные
условия — например, национальные
цифровые удостоверения личности, которые в некоторых странах
неприемлемы. Однако со временем возможность онлайн-голосования
с упрощенной регистрацией должна стать характерной чертой выборов.
Не ходить на избирательные
участки, будь то онлайн или живьем — это роскошь, позволить которую
мы себе больше не можем. Более 100 миллионов американцев (или 44%
электората) не голосовали на президентских выборах в 2016
году — это больше, чем собрали голосов Дональд Трамп или Хиллари
Клинтон. Я, выходец из тоталитарного государства, бывшего Советского
Союза, советовать некие обязательные меры не решаюсь. Но если все эти
цифровые реформы не приведут к большей вовлеченности
в политическую жизнь и если
люди будут и впредь манкировать добровольным голосованием, аргументы
в пользу обязательного голосования прозвучат все сильнее.
Главное не в том, что
эти конкретные реформы правильны, а в том, что мы должны быть открыты для реформы политики в целом —
и что мы можем представить себе эти реформы и вообразить эти
улучшения. Хотя технология —
это важный компонент, реальные решения должны
исходить из человеческого фактора. Нам предстоит развернуть напряженную работу
по восстановлению доверия к нашим учреждениям. Мы увидели, сколь успешно
цифровой мир все разрушает. Пришло время проверить, сможет ли он столь же
успешно восстанавливать.
Гарри
Каспаров — основатель «Инициативы возрождения демократии»
и председатель Фонда прав человека. 13-й чемпион мира по шахматам.
https://inosmi.ru/politic/20201013/248308443.html
«В мире, перегруженном информацией, ясность – это сила. Почти каждый может внести вклад в дискуссию о будущем человечества, но мало кто четко представляет себе, каким оно должно быть. Порой мы даже не замечаем, что эта полемика ведется, и не понимаем, в чем сущность ее ключевых вопросов. Большинству из нас не до того – ведь у нас есть более насущные дела: мы должны ходить на работу, воспитывать детей, заботиться о пожилых родителях. К сожалению, история никому не делает скидок. Даже если будущее человечества будет решено без вашего участия, потому что вы были заняты тем, чтобы прокормить и одеть своих детей, то последствий вам (и вашим детям) все равно не избежать. Да, это несправедливо. А кто сказал, что история справедлива?…»
- Московские протесты лета 2019-го начинались с
политического требования зарегистрировать собравших подписи кандидатов в
депутаты на выборах в Мосгордуму. Это требование выполнено не было.
- Шестеро участников протестов стали жертвами
показательных процессов и осуждены на реальные сроки тюремного заключения.
Недавно арестовали еще пятерых новых, а еще один — в розыске.
- Новая Мосгордума беспрепятственно продолжает
выполнять установки властей.
- В Петербурге после безобразных, преступных и
грязных выборов как ни в чем не бывало проходит инаугурация нового
губернатора-назначенца.
- Историку и правозащитнику Юрию Дмитриеву по
сфабрикованным обвинениям продлевают срок содержания под стражей до 25
декабря.
- Честного и профессионального журналиста
«Псковской губернии» Светлану Прокопьеву обвиняют в оправдании терроризма.
- В Ростове молодых ребят приговаривают к шести
годам строгого режима за якобы «подготовку массовых беспорядков» (и это не
другая история, отличная от «московского дела», а та же самая).
- Недавний активистский успех в «деле Голунова»
не привел ни к пересмотру аналогичных дел, ни к прекращению практики
подбрасывания наркотиков и использования правоохранительных органов в
политических и личных целях, ни даже к наказанию преступников-полицейских,
подбросивших наркотики журналисту.
Партия Путина — это вовсе не только «Единая Россия», это прежде всего Путин и его окружение: ближний, средний, дальний круги. Это его чиновники, судьи, прокуроры, спецслужбы, гвардейцы, полицейские, военные, пропагандисты и прочие зависимые, находящиеся в страхе чиновники, олигархи и предприниматели, а также некоторое число верующих в Путина и его политику властных людей, их общий электорат. Важно понимать, что ПП, безусловно, включает в себя и КПРФ, и «Справедливую Россию», и ЛДПР, и Общероссийский народный фронт.
Что градус идиотизма в человечестве ( у правителей! – Э.Ц.) высок и сильно нарастает, можно было предположить хотя бы по тому, что мы наблюдали в международной политике в последние годы. Но то, как мир скатился в коллективное помешательство, по сути провалился на шесть веков назад, в эпоху стихийной беспомощной борьбы с чумой (тогда тоже вводили совершенно бесполезные карантины), за считанные недели, показывает, что мы можем заморить себя голодом и уничтожить практически в считанные месяцы без всякого ядерного оружия. Достаточно одного китайца или, как теперь выяснилось, китаянки, съевшей летучую мышь.
ABC (Испания): еще больше Путина в твоей жизни
Генеральный директор Facebook Марк Цукерберг прокомментировал слова кандидата в президенты США Берни Сандерса, ранее предложившего ввести новый налог для самых состоятельных граждан страны.
"Никто не заслуживает столько денег, — сказал Цукерберг. — Я думаю, что если делаешь что-то хорошее, получаешь награду. Но мне кажется, что часть богатств накапливается людьми необоснованно".
По мнению Сандерса, нужно обложить налогом все домохозяйства, обладающие активами на сумму от $32 млн. "На посту президента США я намерен снизить возмутительный, гротескный и аморальный уровень неравенства в уровне доходов и богатства. Я думаю, что миллиардеров быть не должно", — заявил Сандерс.
Цукерберг поспешил заявить, что свои миллиарды он использует во благо: вкладывает деньги в основанную вместе с женой благотворительную компанию Chan Zuckerberg Initiative.
1 декабря 2015 г., когда Марк Цукерберг и его жена Присцилла Чан создали фонд Chan Zuckerberg Initiative (CZI) к рождению дочери, они пообещали отдать 99% своих акций Facebook на благотворительность, став участниками кампании "Клятва дарения", запущенной Биллом Гейтсом и Уорреном Баффеттом.
Цель CZI — развитие образования и медицины. Одна из заявленных миссий — поддержка научных исследований для лечения и профилактики болезней. …
Подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/126105
Демократизации
не было?
Многие полагают, что на рубеже 1980-90-х годов Россия пыталась построить демократию и имела в этом частичные успехи. Но “демократы” якобы не смогли удержать власть, и после назначения Владимира Путина ельцинским преемником власть была перехвачена спецслужбами, которые постепенно выстроили режим его личной власти и поставили под контроль всю страну. В статье “Как Россия дошла до жизни такой, или Была ли демократизация 1990-х” экономисты Игорь Липсиц и Иван Любимов опровергают этот миф. Преобразования, которые привели к распаду СССР и формированию капитализма в России, не были демократическими по факту, а по целям, которые ставили их акторы, - лишь в слабой мере. Реформаторы 1990-х боялись демократии: их идеей было провести “непопулярные реформы”, защитившись от народного недовольства. Система, где технократам это удается, - не демократия. Реформаторы не ждали от демократии ничего хорошего, боялись политической конкуренции и поэтому стали заложниками Бориса Ельцина, который защитил их от конкуренции. При Путине многие из них продолжили работать на правящий режим. Неудивительно, что в 1990-х реформы привели к росту благосостояния лишь бюрократии и предпринимателей, а население от них проиграло. Но возможности сменить правительство у населения не было. Именно поэтому оно с такой радостью сменило лидера в 1999-2000-х гг. Для значительной части постсоветской элиты “демократия” оказалась удобным камуфляжем, позволившим ей возглавить Россию после распада СССР и перестроить управление ее экономикой под свои нужды. Почему постсоветские преобразования в России получили именно такую траекторию? https://www.youtube.com/watch?v=-yJXJurs7oM
«Пятая печать»
(The Fifth Seal)
венгерского режиссера Золтана Фабри
идеальный фильм об устройстве тоталитаризма …:
Boston experimented with using generative AI for
governing. It went surprisingly well
BY SANTIAGO GARCES AND
STEPHEN GOLDSMITH
The recent Biden White
House Executive
Order on AI (FACT SHEET: President Biden Issues Executive
Order on Safe, Secure, and Trustworthy Artificial Intelligence)
addresses important
questions. If it’s not implemented in a dynamic and flexible way, however, it
runs the risk of impeding the kinds of dramatic improvements in both government
and community participation that generative AI stands to offer.
Current bureaucratic
procedures, developed 150 years ago, need reform, and generative AI presents a
unique opportunity to do just that. As two lifelong public servants, we believe
that the risk of delaying reform is just as great as the risk of negative impacts.
Anxiety around generative AI,
which has been spilling across sectors from screenwriting to university
education, is understandable. Too often, though, the debate is framed only
around how the tools will disrupt us, not how these they might reform systems
that have been calcified for too long in regressive and inefficient patterns.
OpenAI’s ChatGPT and its
competitors are not yet part of the government reform movement, but they should
be. Most recent attempts to reinvent government have centered around elevating
good people within bad systems, with the hope that this will chip away at the
fossilized bad practices.
The level of transformative
change now will depend on visionary political leaders willing to work through
the tangle of outdated procedures, inequitable services, hierarchical
practices, and siloed agency verticals that hold back advances in responsive government.
New AI tools offer the most
hope ever for creating a broadly reformed, citizen-oriented governance. The
reforms we propose do not demand reorganization of municipal departments;
rather, they require examining the fundamental government operating systems and
using generative AI to empower employees to look across agencies for solutions,
analyze problems, calculate risk, and respond in record time.
What makes generative AI’s
potential so great is its ability to fundamentally change the operations of
government.
Bureaucracies rely on paper
and routines. The red tape of bureaucracy has been strangling employees and
constituents alike. Employees, denied the ability to quickly examine underlying
problems or risks, resort to slow-moving approval processes despite knowing,
through frontline experience, how systems could be optimized. And the big
machine of bureaucracy, unable or unwilling to identify the cause of a
prospective problem, resorts to reaction rather than preemption.
Finding patterns of any sort,
in everything from crime to waste, fraud to abuse, occurs infrequently and
often involves legions of inspectors. Regulators take months to painstakingly
look through compliance forms, unable to process a request based on its own
distinctive characteristics. Field workers equipped with AI could quickly
access the information they need to make a judgment about the cause of a
problem or offer a solution to help residents seeking assistance. These new
technologies allow workers to quickly review massive amounts of data that are
already in city government and find patterns, make predictions, and identify
norms in response to well framed inquiries.
Together, we have overseen
advancing technology innovation in five cities and worked with chief data
officers from 20 other municipalities toward the same goals, and we see the
possible advances of generative AI as having the most potential. For example,
Boston asked OpenAI to “suggest interesting analyses” after we uploaded 311
data. In response, it suggested two things: time series analysis by case time,
and a comparative analysis by neighborhood. This meant that city officials
spent less time navigating the mechanics of computing an analysis, and had more
time to dive into the patterns of discrepancy in service. The tools make
graphs, maps, and other visualizations with a simple prompt. With lower
barriers to analyze data, our city officials can formulate more hypotheses and
challenge assumptions, resulting in better decisions.
Not all city officials have
the engineering and web development experience needed to run these
tests and code. But this experiment shows that other city employees,
without any STEM background, could, with just a bit of training, utilize these
generative AI tools to supplement their work.
To make this possible, more
authority would need to be granted to frontline workers who too often have
their hands tied with red tape. Therefore, we encourage government leaders to
allow workers more discretion to solve problems, identify risks, and check
data. This is not inconsistent with accountability; rather, supervisors can
utilize these same generative AI tools, to identify patterns or outliers—say,
where race is inappropriately playing a part in decision-making, or where
program effectiveness drops off (and why). These new tools will more quickly
provide an indication as to which interventions are making a difference, or
precisely where a historic barrier is continuing to harm an already
marginalized community.
Civic groups will be able to
hold government accountable in new ways, too. This is where the linguistic
power of large language models really shines: Public employees and community
leaders alike can request that tools create visual process maps, build checklists
based on a description of a project, or monitor progress compliance. Imagine if
people who have a deep understanding of a city—its operations, neighborhoods,
history, and hopes for the future—can work toward shared goals, equipped with
the most powerful tools of the digital age. Gatekeepers of formerly mysterious
processes will lose their stranglehold, and expediters versed in state and
local ordinances, codes, and standards, will no longer be necessary to maneuver
around things like zoning or permitting processes.
Numerous challenges would
remain. Public workforces would still need better data analysis skills in order
to verify whether a tool is following the right steps and producing correct
information. City and state officials would need technology partners in the
private sector to develop and refine the necessary tools, and these
relationships raise challenging questions about privacy, security, and
algorithmic bias.
However, unlike previous
government reforms that merely made a dent in the issue of sprawling, outdated
government processes, the use of generative AI will, if broadly, correctly, and
fairly incorporated, produce the comprehensive changes necessary to bring
residents back to the center of local decision-making—and restore trust in
official conduct.
https://www.fastcompany.com/90983427/chatgpt-generative-ai-government-reform
Artificial intelligence in
government
Artificial intelligence (AI) has a range of uses
in government. It can be used to further public policy objectives (in
areas such as emergency services, health and welfare), as well as assist the
public to interact with the government (through the use of virtual assistants, for example). According
to the Harvard Business Review, "Applications of
artificial intelligence to the public sector are broad and growing, with early
experiments taking place around the world."[1] Hila Mehr from
the Ash Center for Democratic
Governance and Innovation at Harvard University notes that AI in government is not new, with postal
services using machine methods in the late 1990s to recognise handwriting on envelopes to
automatically route letters.[2] The use of AI in
government comes with significant benefits, including efficiencies resulting in
cost savings (for instance by reducing the number of front office staff), and
reducing the opportunities for corruption.[3] However, it also
carries risks.[citation needed][further explanation needed]
Uses of AI in government[edit]
The potential uses of AI in government are wide and varied,[4] with Deloitte considering that
"Cognitive technologies could eventually revolutionize every facet of
government operations".[5] Mehr suggests that
six types of government problems are appropriate for AI applications:[2]
1. Resource allocation -
such as where administrative support is required to complete tasks more
quickly.
2. Large datasets - where
these are too large for employees to work efficiently and multiple datasets
could be combined to provide greater insights.
3. Experts shortage -
including where basic questions could be answered and niche issues can be
learned.
4. Predictable scenario -
historical data makes the situation predictable.
5. Procedural - repetitive
tasks where inputs or outputs have a binary answer.
6. Diverse data - where data
takes a variety of forms (such as visual and linguistic) and needs to be
summarised regularly.
Mehr states that "While applications of AI in government work have not
kept pace with the rapid expansion of AI in the private sector, the potential
use cases in the public sector mirror common applications in the private
sector."[2]
Potential and actual uses of AI in government can be divided into three
broad categories: those that contribute to public policy objectives; those that
assist public interactions with the government; and other uses.
Contributing to public policy objectives[edit]
There are a range of examples of where AI can contribute to public policy
objectives.[4] These include:
- Receiving benefits
at job loss, retirement, bereavement and child birth almost immediately,
in an automated way (thus without requiring any actions from citizens at
all)[6]
- Social insurance
service provision[3]
- Classifying
emergency calls based on their urgency (like the system used by the Cincinnati Fire Department in the United States[7])
- Detecting and
preventing the spread of diseases[7]
- Assisting public
servants in making welfare payments and immigration decisions[1]
- Adjudicating bail
hearings[1]
- Triaging health care
cases[1]
- Monitoring social
media for public feedback on policies[8]
- Monitoring social
media to identify emergency situations[8]
- Identifying
fraudulent benefits claims[8]
- Predicting a crime
and recommending optimal police presence[8]
- Predicting traffic
congestion and car accidents[8]
- Anticipating road
maintenance requirements[8]
- Identifying breaches
of health regulations[8]
- Providing
personalised education to students[7]
- Marking exam papers[1]
- Assisting with
defence and national security (see Artificial intelligence § Military and Applications of artificial
intelligence § Other fields in which AI methods are implemented respectively).
- Making symptom based
health Chatbot AI Vaid for diagnosis[9]
Assisting public interactions with government[edit]
AI can be used to assist members of the public to interact with government
and access government services,[4] for example by:
- Answering questions using virtual assistants or chatbots (see below)
- Directing requests
to the appropriate area within government[2]
- Filling out forms[2]
- Assisting with
searching documents (e.g. IP Australia's trade mark search[10])
- Scheduling
appointments[8]
Examples of virtual assistants or chatbots being used by government include
the following:
- Launched in February
2016, the Australian Taxation Office has a virtual
assistant on its website called
"Alex".[11] As at 30 June
2017, Alex could respond to more than 500 questions, had engaged in 1.5
million conversations and resolved over 81% of enquiries at first contact.[11]
- Australia's National Disability
Insurance Scheme (NDIS) is developing a virtual assistant
called "Nadia" which takes the form of an avatar using the voice of actor Cate Blanchett.[12] Nadia is
intended to assist users of the NDIS to navigate the service. Costing some
$4.5 million,[13] the project
has been postponed following a number of issues.[14][15] Nadia was
developed using IBM Watson,[16][12] however,
the Australian Government is considering other
platforms such as Microsoft Cortana for its further
development.[17]
- The Australian
Government's Department of Human Services uses virtual
assistants on parts of its website to answer questions
and encourage users to stay in the digital channel.[18] As at December
2018, a virtual assistant called "Sam" could answer general
questions about family, job seeker and student payments and related
information. The department also introduced an internally-facing virtual
assistant called "MelissHR" to make it easier for departmental
staff to access human resources information.[18]
- Estonia is building
a virtual assistant which will guide citizens through any interactions
they have with the government. Automated and proactive services
"push" services to citizens at key events of their lives
(including births, bereavements, unemployment, ...). One example is the
automated registering of babies when they are born.[19][20]
Other uses[edit]
Other uses of AI in government include:
- Translation[2]
- Language interpretation pioneered by the European Commission's Directorate General for
Interpretation and Florika Fink-Hooijer.
- Drafting documents[2]
Potential benefits[edit]
AI offers potential efficiencies and costs savings for the government. For
example, Deloitte has estimated that
automation could save US Government employees between 96.7
million to 1.2 billion hours a year, resulting in potential savings of between
$3.3 billion to $41.1 billion a year.[5] The Harvard Business Review has stated that while this
may lead a government to reduce employee numbers, "Governments could
instead choose to invest in the quality of its services. They can re-employ
workers' time towards more rewarding work that requires lateral thinking,
empathy, and creativity — all things at which humans continue to outperform
even the most sophisticated AI program."[1]
Risks[edit]
Risks associated with the use of AI in government include AI becoming
susceptible to bias,[2] a lack of
transparency in how an AI application may make decisions,[7] and the
accountability for any such decisions.[7]
AI in governance and the economic world might make the market more
difficult for companies to keep up with the increases in technology. Large U.S.
companies like Apple and Google are able to dominate the market with their
latest and most advanced technologies. This gives them an advantage over
smaller companies that do not have the means of advancing as far in the digital
technology fields with AI.[21]
See also[edit]
- Government by algorithm
- AI for Good
- Project Cybersyn
- Civic technology
- e-government
- Applications of artificial
intelligence
- Lawbot
- Regulation of artificial
intelligence
- Existential risk
from artificial general intelligence
- Artificial general intelligence
- Singleton (global governance)
https://en.wikipedia.org/wiki/Artificial_intelligence_in_government
Organizations should
consider the following best practices to establish a robust AI governance
framework:
- Manage AI Models. ...
- Data Governance & Security. ...
- Algorithmic Bias Mitigation. ...
- Implement Frameworks. ...
- Explainability & Transparency. ...
- Engage Stakeholders. ...
- Continuous Monitoring.
Nav komentāru:
Ierakstīt komentāru