На протяжении всей
эволюции цивилизации человек был объектом безжалостной эксплуатации, который
всегда ассоциировался в качестве рабочей силы, а в условиях рыночной экономики
– также в качестве капитала. Личность человека уничижалась, оттеснялась на
второй план. Но изменилась ли ситуация
сегодня?
Потребительское общество продолжает
навязывать свои жизненные привычки: всеми доступными способами и средствами
заставляет гнаться за деньгами, чтобы тратить их на
разрекламированные развлечения, на разнообразные предметы потребления. Вынуждает
работников трудиться в настолько интенсивном рабочем режиме, что зачастую
больше не остается времени на творческое развитие личности, исчезает желание коммуницировать,
познавать самого себя.
https://www.ozon.ru/product/kak-izbavitsya-ot-okov-totalitarizma-526017537/?sh=lUPMEml_0g
https://www.super-izdatelstvo.ru/product/kak-izbavitsya-ot-okov-totalitarizma* * *
Подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/131350
Плата за бесплатное
Владислав Иноземцев
о том, почему
конец частной жизни -- это хорошо
13.11.2020, 09:10
В последнее время одной из
самых часто обсуждаемых тем стало «вмешательство» современных технологических
компаний в частную жизнь человека. Подобное внимание к нашим скромным персонам
раздражает миллионы людей, провоцируя дебаты о необходимости ограничения
всевластия информационных монополий, разделения их на отдельные части и запрета
на сбор и использование личных данных.
Я тоже не всегда бываю
доволен происходящим, но категорически не согласен с такими призывами — прежде
всего потому, что их авторы не хотят оценить чисто политэкономическую сторону
вопроса.
По мере формирования «информационного общества» мы становимся все более открытыми для
мира, сообщая друг другу через Facebook, Instagram и другие социальные сети
огромное количество информации; выискивая интересующие нас сведения посредством
Google или Yandex; пользуясь многочисленными сервисами электронной торговли,
службы заказов; просиживая вечера в интернет-кинотеатрах. Мы оставляем в сети
сотни адресов, которые посещаем, ставим лайки людям и бизнесам, делимся
впечатлениями, сохраняем пароли и номера кредитных карт. В результате децентрализованное
цифровое пространство знает о нас чуть ли не больше, чем мы сами, а с появлением облачных технологий и интернета вещей это
утверждение станет неоспоримым.
День ото дня сеть проявляет
к нам все больший интерес, походя демонстрируя, как широко она осведомлена:
причем действует скорее как единое целое, чем как масса конкурирующих компаний.
Недавно во время работы над
текстом о мизерных издержках на производство дженериков по сравнению с
затратами на создание оригинального препарата я поинтересовался у Google,
сколько потратила Pfizer на разработку виагры. На протяжении следующего месяца
мои Facebook и Yahoo! пестрели рекламными объявлениями ее заменителей, а также
предложениями немедленной доставки оригинального препарата 24/7. Тем не менее, я против запрета на сбор и использование
личных данных.
Оговорюсь сразу: все
сказанное далее касается только легального частного бизнеса и использования
им собираемой о нас (с нашего подтвержденного согласия или по молчаливому
непротивлению) информации. Это, разумеется, не относится ни к
незаконной деятельности хакеров, ни к установлению контроля над гражданами со
стороны государственных структур (первое является преступлением, а второе —
продуктом бессилия или безразличия гражданского общества).
Итак, начнем с того, как
информационная революция изменила наш мир. Стоимость персонального компьютера,
рассчитанная с учетом емкости жесткого диска и скорости обработки данных,
снизилась с 1990 года более чем в 25 тысяч раз. Цена телефонных разговоров
упала в 200 раз только с 1980 по 2015 год. Многие девайсы были успешно
интегрированы, например, в один смартфон, а системы навигации, электронная
почта или передача мгновенных сообщений экономят сотни часов нашего времени и
массу денег.
Однако за этими частными
фактами мы порой не видим фундаментального тренда: с конца ХХ века в мировой
экономике возник и быстро расширяется сектор, стоимость продукции которого со
временем не растет, а снижается.
Этим высокотехнологичные
отрасли радикально отличаются от «традиционной» экономики, производящей массу
товаров и услуг — от еды до автомобилей, от гостиничного бизнеса до
здравоохранения и образования. Смена тренда пока не слишком заметна, поскольку
традиционные «про-инфляционные» отрасли остаются доминирующими (несмотря на успехи
высокотехнологичных компаний в наращивании капитализации, их выручка пока
далека от доходов прежних «грандов»: по итогам 2019 года продажи Boeing
превышали выручку Facebook, но последняя оценивалась рынком в 3,5 раза выше).
Между тем самым интересным сегодня
становится даже не это, а то, что целые сектора начинают производить продукт,
пользование которым для потребителей и вовсе бесплатно.
Еще в 1998 году Hotmail
требовал 99 долларов в год за почтовый «ящик» с объемом более 1 гигабайта;
сегодня ящики в 1 терабайт на Yahoo! и многих других сервисах совершенно
бесплатны. Телефонные звонки в Skype, Zoom или Signal не стоят ни цента; то же
самое касается звонков между смартфонами Apple.
Социальные сети бесплатны,
как и поисковые системы – и их услугами в последнее время пользуется
большинство населения Земли.
Впервые
в мировой истории выгода предпринимателей проистекает не из
взаимодействия с непосредственным потребителем его продукта, а из трансакций с
компаниями и людьми, имеющими к нему лишь косвенное отношение (в первую очередь
— рекламодателями). Поэтому я
считаю, что такая ситуация не может считаться монополией: массовому потребителю
отнюдь не навязывается монопольная цена за предлагаемый товар и услугу. А
выбор поставщика бесплатного
продукта свободно осуществляется на основании качества поставляемой услуги
(достаточно сравнить эффективность поиска в Google с Yandex или Bing), охвата
аудитории (как в случае Facebook и Одноклассников) или безопасности сервиса
(как при сравнении Protonmail и Mail.ru).
Мы постепенно вступаем в
мир, в котором не действуют законы индустриальной эпохи.
Однако тот факт, что
индустриальная эпоха уходит в прошлое, вовсе не означает, что заканчивается
время экономики. На противоположном технологическому прогрессу «фронте» тоже
происходят важные перемены. Человек и его способности все в большей мере превращаются в
основной производственный ресурс, а личное потребление — в главную и наиболее эффективную
инвестицию. Уже в 1960-е годы появилось понятие человеческого
капитала, и люди сегодня
воплощают самую большую долю общественного богатства, чем когда-либо прежде в
истории.
Собственно, тут и кроется,
на мой взгляд, ответ на возникающие сегодня discontents. Когда современная
личность сталкивается с современной корпорацией, возникает обмен совершенно
особого типа. Корпорация предоставляет
услугу, имеющую вполне реальную себестоимость, формально бесплатно —
точнее, не требуя взамен денег. Человек, потребляя эту услугу, соглашается с использованием компанией
информации о нем, которая им самим также не может быть монетизирована.
Между тем отсутствие движения денег между поставщиком
и клиентом маскирует факт обмена допуска в информационные сети продавца на долю
человеческого капитала покупателя.
Монетизация происходит не
в «интерфейсе», а в своего рода «бэк-офисе», где корпорация извлекает выгоду
за счет предоставления другим контрагентам информации о своих клиентах
(причем довольно высока вероятность того, что таковая окажется бесполезной —
так, например, я принципиально не обращаю внимания на рекламу в сети).
Иначе говоря, богатство
современного человека не
исчерпывается остатком на его банковском счете или обладаемым им имуществом
— оно во все
большей степени воплощается в интенсивности его социальных связей, в активном
отношении к миру, в способности продуцировать новые смыслы.
При этом, подчеркну,
технологические «монстры» предельно демократичны: они относятся к каждому
пользователю как к равному любому другому — при открытии почтового ящика или
регистрации в социальных сетях, пользовании мессенджерами или поисковыми
системами изначально не предполагается никакой дискриминации. Более того: стоит
отдавать себе отчет в том, какие суммы мы сегодня экономим, пользуясь
электронной почтой вместе FedEx'a; бесплатным Facetime'ом вместо платных международных
звонков и сервисами видеоконференций вместо изнурительных поездок из города в
город (про удобства интернет-шоппинга или бронирования отелей и билетов я даже
не говорю).
Поэтому я рискну утверждать,
что пресловутой «потерей
приватности» сейчас оплачивается
от четверти до трети потребительских расходов среднего гражданина развитых
стран.
Следует ли считать, что
бóльшая часть этой экономии утрачивается за счет удорожания тех товаров или
услуг, которые рекламируются в сети? Я не уверен в этом, так как основной рост
цен сегодня сосредоточен в секторах, которые менее всего нуждаются в рекламе:
обслуживании недвижимости и коммунальных платежах, здравоохранении,
образовании, услугах локального транспорта и гостиниц, и т.д. Быстрее всего
дорожают индивидуализированные блага, массовая реклама которых бессмысленна
(конечно, как раз поэтому информация о потребителях и ценится так высоко, но,
повторю, ее полезность для покупателя не выглядит очевидной).
Мировая экономика проходила
в своем развитии различные периоды, в части из которых на определенные ресурсы
возникал поистине ажиотажный спрос. Последние десятилетия более всего
напоминают мне в данном отношении Европу середины XIV века, когда после
масштабной эпидемии чумы (я ни на что такое не намекаю, не подумайте) стоимость
рабочей силы кратно возросла, что в конечном итоге стало одной из причин
промышленной революции.
Сегодня то же самое
происходит и с оценками человеческого капитала, на который возлагаются столь большие надежды, что высокотехнологические
компании готовы платить за него неправдоподобно высокую цену, предлагая
потребителям массу бесплатных продуктов и услуг. С позиций сегодняшнего дня
сложно сказать, обоснованы ли такие оценки или нет — но пришло время вернуться
к нашей исходной проблеме.
Подводя итог, скажу: в
современной ситуации возникает новый
тип хозяйственного взаимодействия, в котором целый
ряд услуг предоставляется людям за их готовность делиться частью своего
человеческого капитала. Этот обмен фундаментально эквивалентен: пользуясь
инфраструктурой интернет-компаний, вы не становитесь ее собственником и не
отчуждаете никакого блага; пользуясь информацией о вас, контрагент не лишает вас возможности одновременного
использования той же информации, не ограничивает свободу ваших воли и действий.
Может показаться, что
следствием является вторжение в частную жизнь и моральный ущерб, который вам
наносится — но тут я буду категоричен: границы
частной жизни всегда были весьма подвижны, как и нормы морали.
Самыми прочными границами
первой и прибежищем вторых издревле были монастыри — они и по сей день открыты
для радетелей традиционных ценностей. Те же, кто не считает этот путь
оптимальным для себя, должны согласиться, что обмен приватности на
удобства становится
главным хозяйственным отношением информационного общества — более открытого,
справедливого и демократичного, чем любое из доселе существовавших. А попытки «демонополизировать» данный сектор или установить границы
использования «чувствительной» информации через сотню лет будут вспоминаться как
бунты луддитов, противостоявших промышленной революции.
Сегодня стоит не бороться против
информационных трендов, а максимально использовать их, так как
может статься, что маленькие тайны маленьких людей никогда не будут цениться
так дорого, как сейчас…
https://www.gazeta.ru/column/vladislav_inozemcev/13350859.shtml
Бизнес и партия
едины
Как российские предприятия богатеют в год
пандемии за ваш счет
28
июня 2021Дмитрий Прокофьев,
специально для «Новой»
Часто
говорят (особенно разные «народные бизнес-омбудсмены» — миллиардеры), что
бизнес в России не то чтобы страдает под гнетом власти, но чувствует себя не
очень хорошо. Такому мнению есть подтверждения. Но не все так просто.
Актуальный
доклад
банка Credit Suisse — Global Wealth Report 2021: https://www.credit-suisse.com/about-us/en/reports-research/global-wealth-report.html
рисует довольно специфическую
картину «благосостояния» граждан РФ после карантинного года.
На конец 2020
года на 111,8 млн взрослых россиян приходилось чуть больше 3 трлн долларов
благосостояния (свободных финансовых активов, недвижимости, автомобилей и т.п.) — 0,73%
от мирового показателя, которое составляет 418,34 трлн долларов .
За год
благосостояние домохозяйств РФ в номинальном выражении уменьшилось на 338 млрд
долларов. Хуже только в
Бразилии (- 839 млрд) и в Индии (- 594 млрд).
В
среднем, подсчитали в Credit Suisse, на каждого взрослого жителя РФ
приходится 27162 доллара «благосостояния» (свободные финансы,
машина, жилье).
За минувший год эта сумма уменьшилась на 9,6%. Более резкое сокращение было зафиксировано только в
Бразилии (- 24,1%), ОАЭ (- 13,8%), Чили (- 11,7%), Саудовской Аравии (- 9,7%).
Мы в интересной компании: почему в ней оказались экспортеры нефти, понятно —
дешевели углеводороды. А вот почему Латинская Америка? Тут что-то пошло не так
с тем, как государства реагировали на пандемию.
Миллионеры и
прочие
При
этом у половины населения РФ, считает
Credit Suisse, объем активов не превышает сумму в 5431 доллар на человека. Таков наш медианный
уровень благосостояния (половина имеет больше этой суммы, половина — меньше).
Этот уровень по сравнению с 2020 годом сократился на 691 доллар. Таким образом,
за год пандемии среднестатистический россиянин
обеднел на 11,2%.
Медианное
благосостояние домохозяйств в России примерно соответствует уровню Перу и
Эквадора (5445 и 5444 доллара соответственно), немного отстает от показателей
Египта (6329), но опережает Габон (4685) и Экваториальную Гвинею (4651).
У
72,8% населения России суммарные активы на человека не превышают 10
тысяч долларов. По этой доле условно «небогатых» людей Россия
находится примерно между Ямайкой (66,7%) и Никарагуа (78,2%).
Не
Африка, уже хорошо. Латинская Америка.
Зато
по уровню социального расслоения с коэффициентом Джин в 0,878 (единица тут
такая ситуация, при которой все богатство находится в одних руках) Россия
опережает и большинство государств Латинской Америки, и почти все страны
Африки. Исключения только Бразилия и ЮАР.
Активы 199 россиян превышают 500 млн долларов.
Больше 100 млн
долларов имеют 1120 наших сограждан, больше 50 млн — 1640, больше 10 млн — 15
180 и больше 5 млн — 22 100 россиян.
Наконец,
в России 252 тысячи долларовых миллионеров. За год их число
сократилось на 65 тысяч человек, подсчитали
в Credit Suisse.
И
еще 3,78 миллиона взрослых жителей РФ владеют активами на сумму
больше 100 тысяч долларов (хорошая квартира в крупном городе).
Выводы
здесь можно сделать разные. Можно фиксировать рост бедности, который идет
вопреки всей официальной риторике. Можно говорить, что уменьшение числа
долларовых миллионеров на 20% за год говорит о быстром сокращении среды малого
бизнеса и среднего класса.
Можно
возражать аналитикам Credit Suisse, которые могли не учесть ураганного роста
цен на жилье в минувшем году и почему-то не обратили внимания на успехи
московского рынка luxury.
Можно
предположить, что «латиноамериканский» уровень благосостояния граждан РФ
подсказывает, что решение наших проблем кроется в изучении латиноамериканского
опыта. Например, для понимания ситуации с политическими институтами в России
надо читать книги Марио Варгаса Льосы, а для понимания экономической ситуации —
изучать работы Эрнандо де Сото.
А
можно (как это сделаем мы) посмотреть на актуальную статистику Росстата.И все
будет совсем не так однозначно….
Симфония
бизнеса и власти
…Симфония
бизнеса и власти и держится на низких доходах людей.
Как
это работает? Нет роста зарплат и доходов — значит, у бизнеса остаются
свободные деньги на всякую «принудительную социальную ответственность». Всякие
«коррупционные платежи» с точки зрения экономики предприятия — это то же самое,
что «целевые налоги». Какая разница, кому и в какой форме их платить, если
«деньги есть»?
Суть
общественного договора — власть гарантирует бизнесу, что люди будут
исправно работать за маленькие деньги (как она это может делать,
отдельная история). Бизнес гарантирует свою лояльность
и готовность вносить деньги, куда скажут. Довольны и те и другие.
(И, кстати, если власть платит своим наемникам за счет доходов от нефтяной
ренты, она совершенно не заинтересована в росте доходов всех остальных
работников — иначе придется наращивать бюджетные расходы).
Трудящийся
из этой «симфонии» сильных и богатых исключен и предоставлен самому себе. «Люди
— вторая нефть», это так и работает.
В
точности, как это происходит в Латинской Америке, мог бы сказать замечательный
перуанский экономист Эрнандо де Сото. Не просто же так медианное
благосостояние граждан РФ находится на «перуанском уровне», по оценке Credit
Suisse.
Как
писал Де Сото в своей знаменитой работе «Иной путь», «…за рубежом возникла
иллюзия, будто Перу, как и западным демократиям, свойственна плюралистическая
политика, что правое крыло желает укрепить частное предпринимательство и
защитить общественную свободу, а левое стремится помочь бедным и устранить
социальную несправедливость.
Они
ошибаются. Традиционные правые не являются носителями принципов, лежавших в
основе промышленной революции, а их социальная философия несовместима с
либерализмом.
В
Перу экономический либерализм служил ширмой для консервативной
меркантилистской политики… Наши правительства <…> назначали
«чистых» либералов на стратегические посты, и те применяли свои теории на
макроэкономическом уровне, но не меняли правовых институтов, служащих
внутренней дискриминации.
И
даже этих людей убирали из правительства, когда меркантилистский
истеблишмент оказывался недоволен».
А
у нас «меркантилистский истеблишмент», ориентированный исключительно на
извлечение прибыли и защиту интересов богатых, совершенно доволен происходящим.
Всё
переплетено. Как искусство и философия делают нас такими, какие мы есть
Утонченное междисциплинарное исследование, задача которого показать, почему человеческая природа является эстетическим феноменом и почему нам нужны искусство и философия, чтобы понять самих себя.
Возможно, это самая приближенная к реальности
книга по философии, в которой что-то ценное для себя найдут как
философы и искусствоведы, так и художники, писатели и танцоры.
Философ Альва Ноэ в порой провокационных
тезисах показывает, почему именно через философию и искусство
мы должны писать, определять и анализировать историю человечества.
Как наша цивилизация
пришла к идее прав человека, как
понимание этих прав связано с естественной эмпатией и можно ли сказать, что
сегодня концепция прав человека терпит поражение, ведь их нарушение происходит
постоянно? Об этом в книге «Изобретение прав человека: история» рассуждает
американский историк Линн Хант.
Lynn Hunt
Inventing Human Rights: A
History
Изобретение прав человека
Линн Хант
Аннотация: Идея прав человека впервые возникла и была
сформулирована в конце XVIII века в американской Декларации независимости и
французской Декларации прав человека и гражданина. Но почему именно тогда
сформировались новые этические стандарты политики? Какую роль в этом процессе
сыграла отмена пыток и жестоких наказаний? И как романы Ж.-Ж. Руссо, С.
Ричардсона и Л. Стерна помогли расширить социальные границы эмпатии? Отвечая в
книге на эти вопросы, Линн Хант реконструирует бурную историю прав человека и
показывает, как ее перипетии отражаются на нашей способности защищать эти права
сегодня. Автор описывает начало борьбы за идею универсальных прав человека и
анализирует причины, по которым она терпит поражение в период подъема
национализма в XIX веке. В завершающей части книги Хант показывает, как после
глобальных катастроф XX века наступает наивысший расцвет этой идеи в 1948 году
в связи с провозглашением ООН Всеобщей декларации прав человека, а затем
анализирует положение прав человека в современном мире. Линн Хант —
американский историк, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Nav komentāru:
Ierakstīt komentāru